Документы

Человек на Рынке труда. Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, в ходе которых люди могут обменять свои трудовые услуги на заработную

Тема: Человек на рынке труда. Проблемы занятости на Южном Урале. (2 часа)

Цель: Обучающая : Дать понятие рынка труда, разъяснить его признаки, показать важность знаний, умений и профессионализма в своем деле для современного человека. Вспомнить о таком явлении, как безработица , выяснить его влияние на поведение и жизнь людей. Рассмотреть проблему занятости населения на Южном Урале.

Развивающая : Развитие логического мышления и речи учащихся через решение задач и выполнение проблемных заданий.

Литература : Салыгин Е. Н., Г. Обществознание: человек в обществе. Эксп. учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учр. – М.: Вента-Графор, 2001. § 23.

И. Обществознание: учебник для 10 класса . – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2001. – § 11.

В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы/ А. В. Клименко, . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2003. с. 190-196.

Краченко по обществознанию. 10-11 класс. – М.: «Русское слово – РС», 2000. с. 77, 91.

Кравченко по обществознанию: 10-11 класс. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2001.

«Преподавание истории и обществознания в школе» № 3, 2004г, с. 51.

Оборудование : карточки с задачами, тестовые задания, листы с таблицами.

Ход урока :

1) Понятие рынка труда, его признаки.

2) Требования к современному работнику.

3) Занятость и безработица.

4) Проблема занятости в РФ и на Южном Урале.

I. В Современных высокоразвитых странах существует разнообразие рынков. Давайте вспомним, какие рынки вы знаете.


(Ответы учащихся:

Фондовый рынок

Рынок труда

Мировой рынок

Рынок товаров и услуг

Рынок информации

Сегодня на уроке речь пойдет о рынке труда и человеке на рынке труда.

(Сообщение учителем темы и цели урока)

Рынок труда является составной частью рыночной экономики.

Что такое рынок труда? Что же здесь продается и покупается? (Метод «мозгового штурма»).

Рынок труда – это рынок, на котором объектом свободной купли-продажи выступает рабочая сила.

Значит, в условиях рыночной экономики рабочая сила является товаром.

Что такое рабочая сила? (Метод «мозгового штурма»).

Рабочая сила – физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенный вид работ.

За продажу своей рабочей силы работник получает заработную плату .

Заработная плата – величина денежного вознаграждения , которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнения своих служебных обязанностей.

Значит, ценой рабочей силы является заработная плата.

Отчего зависит цена товара на рынке? (Ответ: цена товара зависит от спроса и предложения).

Таким образом, на рынке труда, как и на иных рынках, имеются спрос, предложение и цена, т. е., рынок труда имеет те же признаки, что и рынок товаров. (Записать в тетради 3 признака рынка труда).

1) Что будет если спрос на товар (рабочую силу) ниже предложения?

2) Какой будет зарплата, если спрос на товар (рабочую силу) высокий?

Поскольку на предъявляемое работодателем количество рабочих мест претендует значительно большее число стремящихся их заполнить, то между ищущими работу возникает конкуренция.

У кого больше шансов найти работу? Кто более конкурентоспособен? (ответы учащихся).

II. Каким должен быть современный работник?

Требования к современному работнику (ответы учащихся):

Образование

Профессионализм

Квалификация

Дисциплина труда

Инициативность

Исполнительность.

Профессионализм – мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенных профессии.

В условиях НТП большое внимание уделяется квалификации работника.

Квалификация – уровень подготовленности, степень готовности к какому-либо виду труда.

Квалификация бывает

Квалифицированному работнику легче найти хорошую работу. Каждый хочет отдать детей к хорошему учителю, пойти к хорошему врачу, к хорошему парикмахеру.

У каждого работника есть присвоенная ему официальными органами квалификация и выдан сертификат (например, слесарь 6го разряда, капитан 2го ранга, кандидат педагогических наук и т. д.).

Итак, труд делится на квалифицированный и малоквалифицированный.

Задания классу:

(Записи на доске:

Малоквалифицированный ручной труд

Малоквалифицированный умственный труд

Высококвалифицированный ручной труд

Физически тяжелый труд

Высококвалифицированный умственный труд)

1) К каким из перечисленных на доске видов труда относятся следующие профессии: сантехник, секретарша, машинист электропоезда, дворник, сталевар, пожарник, моряк, офицер, священник, грузчик, шахтер, продавец, водитель, депутат, токарь, кассир, дизайнер, водопроводчик , адвокат, врач.


2) Распределить профессии в 5 столбцов и записать в тетрадь.

Класс заранее делится на 3 группы, каждая из которых получает карточку с проблемным заданием.

1 группа. А. И. Кравченко «Задачник по обществознанию 10-11 класс» С.91 № 000.

2 группа. «Задачник по обществознанию 10-11 класс» с.69, п. 76.

3 группа. «Преподавание истории и обществознания в школе» №3, 2004.

III. Совокупность всех работников на рынке труда называют трудовыми ресурсами. К трудовым ресурсам относятся трудоспособное население. В РФ – это мужчины в возрасте 15-60 лет и женщины в возрасте 15-55 лет.

Существует и международный рынок рабочей силы.

«Задачник по обществознанию. 10-11 класс» № 000, с. 98 (устный ответ на вопрос)

Как уже отмечалось, на рынке труда, как и на любом другом рынке, существует конкуренция. Т. е., кому работодатели предоставили возможность трудиться, называют занятым. Т. е., кто не смог найти работу – безработными.

Что такое безработица?

Безработица – такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.

Безработица бывает нескольких видов:

1) структурная

2) фрикционная

3) застойная

4) скрытая

(краткое объяснение учителем видов безработицы)

Задание по группам:

1 группа. Назовите причины безработицы.

(завышение требования относительно зарплаты; низкий спрос; негибкость, характерная для рынка труда)

2 группа. Каковы последствия безработицы.

(отрицательные: снижение условия жизни, ухудшение самочувствия безработного. Положительные: небольшой (естественный) уровень безработицы полезен. Это помогает поддерживать необходимую конкуренцию на рынке труда.

Но, если безработица в стране превысит естественный уровень, то она может стать причиной серьезных социальных конфликтов)

3 группа. Как решить проблему безработицы?

(созданы службы занятости по месту жительства, информационные службы, географическая мобильность)

В РФ существует система органов занятости, которая возглавлена Федеральной государственной службой занятости населения РФ. Государство гарантирует безработному выплату пособий по безработице.

IV. Проблема безработицы существует в РФ и на южном Урале.

Работа с источником.

Учащимся раздаются листы с таблицей №1 Динамика показателей занятости и безработицы в РФ и таблицей №2 Прогноз показателей занятости и безработицы в РФ (данные на 2000 и 2001 г.).

Выводы по составлению занятости и безработицы в РФ.

Сообщение учащегося по состоянию безработицы в Челябинской области .

V. Рефлексия.

Учащимся раздаются листы с тестовыми заданиями (двухвариантные тесты).

Даны суждения, если вы согласны с ними, то ставьте знак «+», если нет, то знак «-».

(Кравченко по обществознанию: 10-11 класс. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2001.)

Сегодня на уроке мы говорили о рынке труда и человеке на рынке труда. Рынок труда, как и иные рынки, имеет те же признаки: спрос, предложение и цена.

Оценки за урок.

Домашнее задание .

Учеб. , Салыгина. 10 класс, § 23.

Кравченко 10 класс. §11.

Найти в местных газетах раздел «Вакансии», выяснить работники каких профессий наиболее востребованы в г. Челябинске.

Все знают о таком понятии как "хорошая работа". Она как миф, как мечта, она где-то есть, иногда она почти досягаема. Некоторые счастливчики ей обладают, и очень многие хотят её получить. Она желанна в любой семье, она наполняет жизнь счастьем. Она волшебный сосуд, в котором сокрыто благополучие нас и наших детей. Она абсолютное создание, она "пятый элемент", она идеальна и она индивидуальна, она для всех разная и неповторимая. Мы грезим ею, мы придумываем её сами вновь и вновь, ведь через некоторое время даже самая "хорошая работа" теряет свои неотразимые черты и становится обыденностью. Знакомо, не правда ли?
Так в чем же тут дело, как оказаться в этой чудесной стране, какую наживку нужно насадить, что бы выловить золотую рыбку? Кто этот счастливый обладатель "хорошей работы" и как им стать? Попробуем разобраться, и максимально приблизится к желаемому великолепию, которое почти гарантированно свалится на вас вместе с вашей "ХОРОШЕЙ РАБОТОЙ".
Итак, шаг №1
Если у Вас уже есть работа и она Вас устраивает, ну не то чтобы очень, но все же вроде "ничеготаксебе" работа. Нужно срочно захотеть, для начала именно захотеть, иметь "волшебный сосуд".
Например: Я инженер-строитель, где то через 5 лет работы на различных участках, я начал понимать, что что-то не так. То есть все было нормально и з\п платили и коллектив хороший и начальство благосклонно. Спасибо им всем, но:
З\п хотелось больше.
Хотелось подняться по служебной лестнице.
Хотелось строить, что-то особенное, и желательно "позаковырестее".
Я сказал себе: «Я буду готов сделать все зависящее от меня для того чтобы заполучить тогдашнюю мою мечту, мой "волшебный сосуд"». Я захотел настолько, что все остальное отошло на второй план, я не мог не думать о ней, я видел себя обладателем этой «хорошей работы». Сейчас я понимаю, что хотел я не так уж и много, но тогда мне очень, очень хотелось добиться новой работы и непременно хорошей.
Большинство людей задумываются о смене рабочего места только тогда, когда «на горизонте появились тучи». Наша задача желать лучшего места всегда. Этот желание должно стать вашей жизненной привычкой.
У меня есть приятель, который идет по этому пути с высоко поднятой головой, он сделал своим девизом крылатую фразу «только смелым покоряются моря», работая на разных позициях, он постоянно занимается поиском «лучшей доли». За прошедшие 4 года нашего знакомства он нашел 4 новых места с «хорошей работой» улучшая показатели по з\п от раза к разу. Теперь он снова «на коне», его работа позволяет ему работать по графику месяц труда через месяц отдыха и иметь при этом стабильный ежемесячный доход в 60 000 р. Он начинал как мастер строитель, а теперь работает в нефтегазовой сфере. Осознанная необходимость, превращенная в жизненную привычку это большая сила.
Шаг №2.
Представьте себе человека, лучшего специалиста в вашей профессии, выдающегося труженика. Ему подвластны любые трудовые ресурсы, для него нет не выполнимых задач. Он весь светится от переполняющей его энергии, у него тысячи гениальных идей. Теперь представьте, что этот герой труда,- это ВЫ. Для того что бы обладать "хорошей работой", ваша самооценка должна быть завышена иначе вы останетесь мечтателем. Не стоит относиться к этому этапу реализации плана захвата "ценного трофея", как к формальности, он напрямую связан с самым сложным и ответственным, следующим шагом.
Шаг №3.
Леопард развивает скорость около 120км\час в погоне за добычей, что бы полакомиться сочным насекомым хамелеон выбрасывает язык, увеличивая его длину в 20 раз, змея сутками лежит в засаде в ожидании своей жертвы. Законы природы неумолимы, для того что бы добиться чего то, нужно двигаться в намеченном направлении, запастись терпением и действовать, действовать.
Пример из жизни: Моя жена продавец-кассир. 7 лет стажа. Потом рождение ребенка, уже 2 года оторванности от меняющегося рынка труда. Как то мы поговорили и я спросил: "Кем ты хочешь работать в скором будущем? И что это за работа?". Ответ вы знаете: "Работа должна быть хорошая!" Поговорили ещё немного и вот уже и появился список того что минимально нужно сделать и чем обладать, для того что бы удовлетворять требованиям работодателей по данной позиции. Как всего этого добиться, как соответствовать этому новому уровню требований? Стремись, учись, достигай. Курсы повышения квалификации, обучающие курсы 3 месяца, стоимость 10-12т.р., но если поискать можно и бесплатно. Приходишь на биржу труда, оформляешь все документы и получаешь пособие по безработице, бесплатные консультации юристов по правам безработных, помощь психолога и возможность устроиться на так необходимые тебе курсы, с последующим трудоустройством по новой специальности. Главное всем говорить, что тебе нужна только новая «хорошая работа». Хорошей работы пока еще нет, но есть сертификат об окончании профилированных курсов, и будет запись в трудовой книжке, и лишний плюсик в твоем резюме.
Водительское удостоверение получила еще раньше, отучилась и сдала экзамены, имея грудного ребенка.
Повышает компьютерную грамотность, кстати тоже на бирже труда помогли устроиться, ведь если не смотреть бесконечные сериалы по ТВ времени хватает на многие полезные дела.
Оглядитесь вокруг, возможностей заняться собой в плане профессионального совершенствования и приобретения новых навыков предостаточно, и не все они так уж дороги. Имея перед глазами список «подвигов», которые нужно свершить для осуществления мечты о хорошей работе, и действуя, можно продвинуться на этом пути весьма значительно и почти «дотянуться до звёзд».
Итак, вы уже превратились в охотника за «ценным трофеем», ваша экипировка совершенствуется благодаря результативным действиям предпринятым вами. Вы «ловец жемчуга», и поэтому вы знаете, что каждая новая попытка окунуться в мир обучения, сделает вас богаче как профессионально, так и личностно. Созвонитесь с друзьями по прежним рабочим местам и сообщите им о своем несокрушимом намерении заполучить «хорошую работу», расскажите о ваших достижениях, сообщите о предпринятых действиях и ни в коем случае не слушайте «доброжелателей», проповедающих свое фатальное отношение к жизни и оправдывающих свою лень пословицей «Выше головы не прыгнешь». Цель этих звонков, выяснить, нет ли в ближайшем окружении человека, который уже имеет работу, которую вы желаете. Если вам повезет и найдется такой человек, то в разговорах с ним вы сможете выяснить все нюансы вашего будущего «приобретения» и возможно даже союзника и наставника в вопросах поиска «хорошей работы».
Следующий этап, шаг №4.
Времена, когда вопрос о приеме нового специалиста на работу решался в отделе кадров предприятия канули в лета. Индустриальный век сменился веком информационным, интернет без устали трудится на наше благо, не взирая на время суток и часовые пояса. Рынок труда развернутый online поистине беспределен, бесконечные ряды виртуальных вакансий, сменяются стройными шеренгами резюме. Набрав в строке поисковой машины «требуются…», и пройдя по ссылкам вы найдете и увидите, что она существует «хорошая работа», что есть вакансии, прочитайте требования к соискателю. Сравните список требований с вашим списком достижений, проанализируйте разницу и если различия не критичны, значит вы как минимум соответствуете стандартным требованиям этой «хорошей работы» и имеете полное моральное и профессиональное право подключить «тяжелую артилерию».
Составьте резюме, разместите его на сайтах по трудоустройству и страничках кадровых агентств. Потратьте свое время на составление грамотного резюме, если не можете самостоятельно напечатать и сохранить его в электронном виде попросите помощи у друзей и близких. Обратитесь в кадровые агентства вашего города, это без преувеличения великие помощники в деле обретения «хорошей работы», здесь вы совершенно бесплатно получите помощь и консультации по профессиональному составлению резюме. Поймите, что хорошее резюме так же важно как хороший автомобиль на гоночной трассе, оно непременный спутник успешного специалиста, оно залог успеха в борьбе за лучшую вакансию. Единожды составленное и периодически подкорректированное оно будет раскрывать ваши личностные и профессиональные качества, рассказывать работодателям о ваших стремлениях и потенциальных возможностях. Оно это вы, оно притягивает взоры работодателей и кадровых агентств. Оно бесплатный рекламный агент, без устали презентующий вашу персону и выдающий объективную информацию о вас. Помогите ему, отправьте его во все края безбрежного рынка труда, посейте семена, разошлите свое резюме по кадровым агентствам и разместите его, на самых популярных сайтах по трудоустройству. Раструбите, всему миру, о себе, пожните «минуты славы», все работодатели должны иметь возможность познакомиться с вами по средствам резюме.
. Большое спасибо этому порталу за неустанную заботу обо мне и о моем благополучии. Только задумайтесь, не совершая ни одного визита я посетил 516 человек и рассказал им о себе, если бы все эти знакомства происходили в реальности я наверно выбился бы из сил, от бесконечных визитов, рассказах о себе и периодических отказах. Всю черную работу проделал за меня мой привратник, мое резюме, и поступавшие предложения о работе были предельно соответствующими моим пожеланиям и представлениям о «хорошей работе».
Найти себе «хорошую работу» это без сомнения тоже работа, и если к этому занятию относиться ответственно и профессионально, то успех неминуем. Я со всей ответственностью могу сказать вам, что есть такая профессия «успешный человек на рынке труда». Их тысячи, а вероятно и сотни тысяч этих вольных тружеников, самостоятельно осваивающих новые области знаний, анализирующих рынки труда, работающих с базами данных вакансий, занимающихся PR продвижением собственной персоны. В прошлом, настоящем и будущем времени, они счастливые обладатели ценного приза «хорошей работы». И по мере роста их профессиональных качеств, я имею ввиду, качеств «успешного человека на рынке труда», они получают все более совершенный результат своего труда - «хорошую работу», а вместе с ней и семейное благополучие, личностное и профессиональное развитие, рост уровня благосостояния, движение по карьерной лестнице, уважение друзей и сослуживцев.
Это очень хорошая профессия, и если каждый из нас присмотрится к ней по внимательнее, и попробует усвоить профессиональные навыки соответствующие «человеку успешному на рынке труда» то найти хорошую работу будет так же легко и привычно, как и выполнить ежедневное задание по основному месту работы. Изменения они к лучшему, что бы жизнь менялась её нужно менять, займитесь собой, займитесь своей работой, найдите «хорошую работу» и будьте счастливы.

Современный рынок труда характеризуется отсутствием однозначной оп­ределённости и гарантированности занятости. Переориентация производства, смена направлений деятельности, изменение содержания деятельности, появле­ние новых профессий и специальностей влечёт за собой необходимость повыше­ния квалификации, переопределения и смены профессии.

Молодой человек должен научиться правильно вести себя на рынке труда, понимать, как продвигать свои достоинства и возможности, и не бояться этого.

Что такое рынок труда? В самом общем виде можно сказать, что рынок - это место встречи спроса и предложения. Важнейшим условием сбалансиро­ванности рынка является согласование потребностей и интересов продавцов и покупателей.

Рынок труда - система способов, общественных механизмов и организа­ций, позволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (ра­ботодателям) найти работников для ведения производственно-коммерческой дея­тельности.

Продавцами на рынке труда могут быть любые люди, ищущие работу: сту­денты, выпускники профессиональных учебных заведений, любой человек, же­лающий сменить место работы, т.е. это могут быть люди как имеющие, так и не имеющие работу.

Покупатели (работодатели) при наличии свободных мест имеют спрос на определённого работника. Они заявляют об этом в службу занятости, другие госу­дарственные и негосударственные организации по найму и подбору персонала. И они, в свою очередь, выступают как посредники на рынке труда между людьми, ищущими работу (предложением), и работодателями с их потребностями в работ­никах (спросом).

Принимая решение о выборе профессии, месте работы, выстраивании профессиональной карьеры, человеку необходимо учитывать, каков спрос на спе­циалистов, на те или иные услуги, товары и как он может измениться в будущем, т.е. знать ситуацию на рынке труда и рынке профессий в данный момент и пред­полагать её расклад в будущем.

Внутри рынка труда существует рынок профессий


1.3.2.Что таков рынок профессий?

Во всём мире на рынке труда функционирует множество рынков профессий, например, бухгалтеров, водителей и т.д.; В этой ситуации продавцы - люди, имеющие одинаковую профессию, предлагают свой труд покупателю с разными условиями и возможностями найма. Таким образом, можно сказать, что рынок профессий - это купля-продажа конкретного вида труда, когда свой труд пред­лагают продавцы (ищущие работу), имеющие одинаковую профессию.

Как показывают исследования, сегодня уже не востребованы «узкие» спе­циалисты. Современный рынок труда всё чаще требует работников, освоивших несколько профессий и специальностей. Кроме того, работодатели отмечают хо­рошее владение не только специальными, но и ключевыми компетенциями, необ­ходимыми для эффективного взаимодействия с коллегами по работе, проявляю­щимися в способности адаптироваться к технологическим, организационным из­менениям производства, готовности к непрерывному самообразованию и т.д.



Если характеризовать все профессии и специальности с точки зрения га­рантии трудоустройства, то можно выделить следующие типы профессий, веро­ятность трудоустройства по которым достаточно велика:

«вечные» профессии и специальности, обслуживающие основные потреб­ности человека, которые никогда не исчезают (врач, земледелец, строи­тель, парикмахер и т.д.);

«сквозные» (распространённые), по которым рабочие места, должности есть практически на каждом предприятии, в любом учреждении, в любом районе (электромонтёр, слесарь, секретарь и т.д.);

«дефицитные» (на данный момент и в ближайшее будущее), спрос на ко­торые на рынке труда не удовлетворён;

«перспективные», т.е. те профессии и специальности, спрос на которые будет возрастать;

«свободные», т.е. те профессии и специальности, которые можно реали­зовать в режиме самозанятости независимо от экономической конъюнкту­ры. Кроме того, эти профессии не требуют наличия дорогостоящего обору­дования, крупных материальных затрат (портной, художник, столяр, прода­вец, дизайнер интерьера и т.д.).

Конкурентоспособность профессии и специальности повышается, если она одновременно относится к нескольким из перечисленных типов.

Спрос на специалистов различных профессий меняется в соответствии с изменениями в экономике. Поэтому в ситуации планирования профессиональной карьеры молодым людям важно знать состояние российского и регионально­го рынков труда. Так, в Самарской области к 2008 году, по оценкам специали­стов, наиболее востребованными останутся выпускники учреждений начального профессионального образования.

1.3.3.Кто является успешным на рынке труда?

Среди ваших знакомых наверняка есть люди, которых можно назвать ус­пешными. Что это за люди?


Упражнение 1.

Составьте «портрет» успешного на рьнке труда человека .

Вспомните среди ваших знакомых, друзей, близких несколько человек, ко-

торые являются успешными на рынке труда. Попробуйте выделить характеристи­ки, которые позволяют им быть такими. Включите в это описание необходимые, по вашему мнению, знания, умения, навыки, деловые и личностные качества.

Успешный на рынке труда человек обладает следующими характеристиками:

Исследователи изучали отношение работодателей к выпускникам профес­сиональных учебных заведений, то есть к тем, кто заканчивает или только что за­кончил обучение. Оказалось, что разные работодатели делят выпускников на раз­ные категории:

Нашедшие работу - не нашедшие работу;

Работающие по своей специальности - работающие не по своей специаль­ности - неработающие;

Энтузиасты - просто работающие;

Уверенные в своих силах - неуверенные;

Справляющиеся со своими обязанностями - не справляющиеся со своими обязанностями.

В итоге, «портрет» успешного выпускника, по мнению работодателей, вклю­чает такие характеристики:

Способность к пониманию,

Здоровье,

Активность,

Уверенность в себе,

Креативность (как способность к творчеству),

Хорошая социальная адаптация,

Интерес к современной технике и технологиям.

Думаем, вы заметили, что такие качества, как активность, уверенность, са­мостоятельность, творчество, присутствуют в обоих списках (составленным вами и работодателями). Это не случайно - современный рынок требует активной по­зиции, без неё невозможно достичь успеха.


Упражнение 2.

Если вам хочется узнать, насколько активна ваша позиция на рынке тру­да, предлагаем оценить ряд утверждений.

Если вы согласны с соответствующим утверждением, то поставьте знак «+» рядом с его номером.


Тест «Насколько активна ваша позиция на рынке труда?»


1. Хорошо знаю свои цели и желания.

2. Изучил себя, знаю, на что способен.

3. Умею ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать необходимые сведения.

4. Верю в себя, в возможность достижения успеха в намеченных делах.

5. Считаю, что имею право на выбор в любой конкурсной ситуации - не только меня выбирают, но и я выбираю.

6. Умею общаться с другими людьми и использовать их помощь, делать их союзниками при реализации своих планов.

7. Умею извлекать пользу из ошибок, учиться на своём опыте и на опыте других людей.

8. Сталкиваясь с препятствием, ищу новые способы его обойти, ищу новые способы разрешения возникшего затруднения.

9. Ощущаю достаточно сил и энергии для реализации своих целей.

10. Выстраивая способы достижения основного варианта, обязательно про­думываю запасной.

11. Стремлюсь к получению опыта, пробую себя в разных областях.

12. Непрерывно осмысливаю и корректирую свои действия в зависимости от полученных результатов.

13. Умею учитывать мнения других людей при выработке и реализации своих планов, не теряя своих позиций.

14. Владею навыками поведения в деловых ситуациях, умею договориться о встрече с нужными людьми, представить себя, рассказать о своих возможностях.


Обработка результатов

Подсчитайте количество плюсов, которое получилось в итоге. Если их 12-14, то ваша позиция очень активна. Если 8-11, то достаточно активна. Если вы поставили менее 6 плюсов, то имеет смысл серьёзно задуматься и, возможно, об­ратиться к психологу для консультации.

В любом случае следует помнить, что активная позиция предполагает са­мостоятельное, творческое, гибкое поведение, А активность позиции и успех за­висят только от вас!

? Проверка усвоения материала

Задание 1 . Укажите стрелками соответствия между терминами и опреде­лениями.

Задание 2 . К какому типу профессий относится ваша профессия/ специ­альность? Докажите.

■ Задание 3 . Какие внешние факторы общей сферы повлияли на ваш вы­бор профессии? Прокомментируйте свой ответ.

■ Задание 4. Какие внешние факторы служебной сферы являются для вас приоритетными в построении карьеры? Объясните.

В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые можно использовать на любом этапе урока как для проверки знаний, так и для их актуализации.

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда» 8 класс. 5 вариантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1.

1. Дайте определение «Рынок труда - это …»

2. Большинство людей не занимается предпринимательством, не содержит магазины, не имеет домашних мастерских, но тем не менее, успешно продают товар, которым обладает каждый. Что это за товар? Какова цена этого товара?

3. Сравните отношение к наемному труду в первобытнообщинном строе и при рабовладении. Что общее? В чем особенность?

4. Укажите, верны или нет приведенные ниже высказывания, выбрав ответы «да» и «нет»:

а) спрос на труд формируют фирмы,

б) профессиональный рост связан с возможностями человека менять место работы,

в) количество фирм не оказывает влияние на спрос рабочей силы,

г) чем выше зарплата, тем меньше предложение на рынке труда.

5. Из ниже перечисленных профессий выберите те, которым больше подходит повременная заработная плата:

а) заведующая аптекой,

б) врач скорой помощи,

в) столяр,

г) вахтер,

д) сварщик,

е) маляр,

ж) гардеробщик,

з) воспитатель детского сада.

6. «Участие в успехе» - главная составляющая, лежащая в основе современных механизмов стимулирования труда наемных рабочих. Какие способы этого «участия» вы можете назвать?

7. Как регулирует законодательство РФ величину заработной платы на рынке труда?

8. Борьба между работодателями и наемными рабочими за размер заработной платы ведется давно. Какими способами борется с наиболее настойчивыми работниками работодатель? При указании способа борьбы требуется его разъяснение.

9.Дайте определение «Забастовка - это …».

10. Рабочий имеет часовую ставку 2 рубля. Он работал первую неделю 40 часов, вторую - 40 часов, третью - 48 часов при нормальной продолжительности недели 40 часов. За сверхурочную работу рабочий получит 1,5 ставки зарплаты. Сколько составит величина его заработка?

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».

Вариант 2.

1.Дайте определение: «Заработная плата - это…»

2. Допустим, человек нашел для себя работу, соответствующую возможностям и уровню зарплаты. Какими дополнительными возможностями можно стимулировать наемных рабочих в повышении производительности труда и повышении заработной платы?

3.Сравните положение на рынке труда при рабовладельческом строе с порядками феодального общества. Что общего? В чем разница?

4. Укажите, верны или нет приведенные ниже высказывания, выбрав ответы «да» или «нет»:

5. Из ниже перечисленных выберите те профессии, для которых наиболее эффективной является сдельная заработная плата:

а) токарь,

б) учитель,

в) настройщик пианино,

г) библиотекарь,

д) портной ателье,

е) директор фирмы,

ж) сборщик фруктов,

з) разносчик газет.

6. Как изменился спрос на извозчиков с появлением метро? Почему это произошло?

7. Как законодательство РФ регулирует виды заработной платы на территории страны?

8. Борьба между работодателями и наемными работниками за размеры заработной платы ведутся очень давно. К каким способам прибегают наемные рабочие при отстаивании своих прав? При ответе необходимо разъяснение сути каждого способа.

9. Дайте определение: «Штрейкбрехеры - это…».

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».

Вариант 3.

1. Дайте определение: «Промышленная революция - это…»

2. Цена труда - заработная плата. Возможна ли такая ситуация на рынке труда, при которой люди будут соглашаться работать лишь за ту плату, которую работодатели платить откажутся? Поясните ситуацию на конкретном примере.

3. Сравните положение на рынке труда в феодальном обществе с новым временем в истории. Что общего? В чем разница?

4.Какая форма оплаты труда более всего подходит для оплаты труда:

а) машиниста электропоезда,

б) дирижера оркестра,

в) токаря,

г) сборщика фруктов,

д) библиотекаря,

е) продавца?

5. Укажите, верны или нет следующие утверждения, выбрав соответственно ответы «да» и «нет»:

а) различия в ставках заработной платы могут быть вызваны попыткой, уравнять различия в оплате труда,

б) престиж профессии не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на число ищущих работу,

в) различия в ставках зарплаты могут быть связаны с расовой дискриминацией,

г) изменение в технологии производства не оказывает влияния на спрос на труд.

6. Почему заработная плата работников одних и тех же профессий в крупных городах выше, чем в маленьких?

7. Почему предприниматели идут на заключение договоров с профсоюзами, несмотря на то, что повышать заработную плату своих рабочих им невыгодно?

8. Один из способов борьбы работодателей с попытками повысить заработную плату называется «контракт «желтой собаки». Объясните суть этого контракта.

9. Как законодательство РФ по труду регламентирует вопросы трудоустройства молодежи?

10.На графике представлены кривые предложений труда двух различных граждан. Определите, кто из них согласен на работу с менее выгодными условиями труда? Подумайте, что может быть причиной того, что люди соглашаются на менее выгодные условия работы?

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».

Вариант 4.

1. Дайте определение: «Сдельная оплата труда - это…»

2. Почему футболистам платят больше, чем фермерам и сталеварам, хотя хлеб и сталь важнее футбола?

3. Запишите свои доводы, продолжив предложения:

а) доводы сторонников высокого уровня зарплаты:…

б) доводы противников высокого уровня зарплаты:…

4.Сравните наемного рабочего со всеми категориями рабочей силы на протяжении веков: какие принципиальные отличия имеются у наемного рабочего начиная с периода нового времени? (назовите не менее 5 отличий)

5. Укажите, верны ли высказывания, соответственно используя ответы «да» или «нет»:

а) спрос на труд формирует государство,

б) количество фирм не оказывает влияния на спрос на рынке труда,

в) квалификация оказывает влияние на величину заработной платы,

г) чем выше территориальная мобильность, сем меньше предложение на рынке труда в целом.

6.Каждый человек обречен на старость и к труду он способен ограниченное число лет. В большинстве стран считают, что женщина после 60, а мужчина после 65 лет не могут выдерживать полной трудовой нагрузки. Вопрос: как они должны жить дальше? Как работает механизм защиты человека по старости лет? Как он связан с величиной заработной платы?

7. Выберите из ниже перечисленных профессии, которым подходит сдельная заработная плата:

а) мастер-наладчик станков и оборудования,

б) шофер,

в) пианист,

г) библиотекарь,

д) сборщик конвейерного цеха,

е) рабочий на стройке,

ж) мастер стройтреста,

з) ученый.

8. Дайте определение: «Локаут - это…»

9. Почему государство обязательно должно участвовать в подписании трудовых соглашений между работниками и работодателями?

10.Что такое «карьерограмма»? Какое отношение к рынку труда имеет этот документ?

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».

Вариант 5.

1. Дайте определение: «Повременная заработная плата - это…».

2. Чем можно объяснить больший уровень доходов предпринимателей по сравнению с уровнем заработной платы его наемного рабочего?

3. Перечислите и охарактеризуйте черты, свойственные наемному труду начиная с эпохи промышленной революции.

4. Виды оплаты труда учитывают разные дополнительные факторы влияния на величину заработной платы. Какие из них кажутся вам наиболее важными и почему? Ответ обоснуйте.

5.Укажите, верны или нет приведенные ниже высказывания, выбрав ответы «да» или «нет»:

а) предложение труда формируют фирмы,

б) квалификация оказывает влияние не только на величину зарплаты, но и на спрос на труд,

в) чем выше заработная плата, тем меньше спрос на труд,

г) рынок труда обеспечивает положение, при котором шахтеры получают одинаковую зарплату, независимо от того, в шахтах какого угольного бассейна они работают.

6. Из ниже перечисленных выберите те профессии, для которых наиболее эффективной является сдельная заработная плата:

а) токарь,

б) учитель,

в) настройщик пианино,

г) библиотекарь,

д) портной ателье,

е) директор фирмы,

ж) сборщик фруктов,

з) разносчик газет.

7. Могут ли профсоюзы влиять на размер заработной платы на предприятиях, где профсоюзные организации не созданы? Ответ обоснуйте.

8. Как вам кажется, какой экономический эффект дает «итальянская забастовка»?

9. Дайте определение «Интеллектуальный капитал - это…».

10. Рабочий обрабатывает детали двух видов. Обработка одной детали первого вида стоит 50 коп., а одной детали второго вида - 20 коп. За день рабочий обрабатывает 20 деталей первого вида и 100 деталей второго вида. После месяца работы (22 рабочих дня) рабочим получена премия в размере 10%. Найдите общий заработок рабочего.


ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда прежде всего является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей. Кроме этого, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями.

Рынок труда не отличается от товарного: и на нем одни люди, владельцы трудового потенциала, предлагают, а если удается, продают свои услуги, другие прицениваются к товару и, когда подходит, покупают. Если спрос превышает предложение труда, возникает ситуация дефицита кадров. Результат превышения предложения над спросом – безработица. Ни дефицит, ни избыток работников не абсолютны: первое – недостаток подходящего трудового потенциала, второе – излишек непригодного (с точки зрения предпринимателей). Такой избыток и такой недостаток могут следовать параллельными курсами, образуя структурную безработицу или структурный дефицит. Например, сегодня в России на бирже труда учтены более 2 млн. безработных, а от 300 до 500 тыс. вакантных мест через службу занятости ищут желающих их занять.

Спрос на рабочую силу зависит от экономической конъюнктуры, степени механизации труда, соотношения затрат на оплату труда и на оборудование. Предложение рабочей силы определяется трудовым потенциалом (численностью трудоспособного населения, его здоровьем, нравственностью, активностью, уровнем образования, квалификацией, мобильностью), возможной величиной заработной платы, традициями и обычаями.

Результатом происходящего обмена всякий раз оказывается синтез представлений обеих сторон о труде в новом образе его качества и условий, ориентируясь на которые формируются предложение услуг «человеческого капитала» и спрос на них в дальнейшем. Этим можно объяснить наблюдаемые с течением времени изменения структуры и одного (по профессионально-квалификационным признакам, уровню интеллекта, образованности, активности, дисциплинированности и т.п.), и другого (по предметной нацеленности, технологии и техническому оснащению, формам организации производства, вознаграждению трудовых услуг и т.п.).

Масштабы и структура предложения на рынке труда зависят от состояния и деятельности многих общественных институтов. Это семья, системы просвещения, образования, профессиональной подготовки и профориентации, религия, структуры здравоохранения и т. д. Предложение труда зависит от организации и функционирования пассажирского транспорта, рынка жилья и иной недвижимости, бытовых услуг населению, системы воинской службы. На нее воздействуют средства массовой информации, пропагандистские кампании политических партий и общественных движений. В значительной степени масштабы, территориальная и профессиональная структура предложения могут меняться вследствие политических процессов, вызывающих массовые миграции. Существенна политика государства в области законодательного закрепления и защиты прав человека.

Большую роль в регулировании предложения играет профессиональная ориентация населения, особенно молодежи. Это – консультативная и формирующе-воспитательная деятельность по вопросам выбора профессии и профессионального развития, адаптации к работе, изменений в направлении поисков занятия. Она предполагает ознакомление людей с текущим положением и прогнозируемым будущим различных профессий на рынке труда (с возможностями предложения и спроса, их устойчивостью и подвижностью, условиями оплаты, различными рисками, требованиями к квалификации и т.п.).

Выбор человеком профессии происходит, как правило, в начале его трудовой карьеры: иногда это происходит случайно, но в основном осознанно, при этом очень важно, чтобы человек учитывал свои способности и склонности. В процессе трудовой деятельности развитие способностей и склонностей часто определяющим образом влияет на успешность карьеры и наоборот – при отсутствии склонностей и способностей к данному виду труда может потребоваться смена профессии. Многие люди затрачивают годы на поиск своего профессионального призвания.

1. ЧЕЛОВЕК НА РЫНКЕ ТРУДА. ТОВАР «РАБОЧАЯ СИЛА»

Человек в процессе трудовой деятельности использует свою рабочую силу. В условиях рыночной экономики рабочая сила рассматривается как товар со всеми присущими этой категории понятиями. Рабочая сила – это физические и умственные возможности и навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ с необходимым уровнем производительности труда и качества изготавливаемой продукции (услуг). Термин «рабочая сила» представляет собой экономическую категорию, которая характеризует совокупность способностей человека, необходимых для осуществления процесса труда.

Рабочая сила хотя и считается товаром, но в отличие от любого другого товара имеет две особенности:

−универсальность – это означает, что человек, способный к работе, может заниматься различными видами деятельности, т.е. его способность к труду универсальна. Он может стать водителем, врачом или художником, а может заниматься этими видами деятельности в разное время, исходя из собственной потребности или потребности общества. В условиях рынка особенно часто возникают ситуации, когда человек вынужден переучиваться или приобретать новую профессию, более востребованную в данное время. Универсальность рабочей силы помогает ему в этом;

−стремление владельцев рабочей силы к социальной справедливости. Человек – существо разумное, и это в огромной мере влияет на товар «рабочая сила». Человеку присущи чувства справедливости, равенства, братства и гуманности, поэтому он будет стремиться их отстаивать в своей трудовой деятельности. Этой цели служат профсоюзы, которые помогают работникам защищать и отстаивать свои интересы.

Экономическая природа рынка, в частности рынка труда, зачастую приходит в противоречие с социальной природой товара «рабочая сила», в результате возникают конфликты. Однако любой конфликт, решаемый в рамках юридических правил, диалектически рассматривается как средство дальнейшего прогресса.

Социальный аспект влияет на жесткий прессинг рынка, но может исказить закономерности экономического развития. Например, на двух предприятиях два токаря одинаковой квалификации получают разную заработную плату, что на первый взгляд может показаться несправедливым. Но на первом предприятии в результате успешной деятельности получают хорошую прибыль, и в соответствии с механизмом рынка заработная плата работников этого предприятия должна быть выше рыночной. Второе предприятие – убыточное. Здесь заработная плата устанавливается на уровне минимальной для данной профессии. Если отраслевой профсоюз потребует одинаковой оплаты труда и это требование будет принято работодателями отрасли, то надо ожидать искажения экономических пропорций рынка: высокая заработная плата токаря на втором предприятии приведет к высоким издержкам и банкротству.

Отметим еще ряд особенностей товара «рабочая сила». В отличие от других товаров товар «рабочая сила» неотделим от своего непосредственного носителя – работника и после продажи поступает лишь в распоряжение работодателя. Товар «рабочая сила» имеет высокую маневренность, которая характеризуется возможностью ее продавца уйти от одного работодателя к другому, предлагающему более высокую цену или лучшие условия труда. В результате этого происходит миграция (движение) работников между предприятиями, отраслями, регионами, странами, что вызывает состояние постоянной конкуренции между покупателями, т.е. работодателями. Перемещение товара «рабочая сила» позволяет создавать необходимое равновесие на рынке этого товара.

Важной характеристикой товара «рабочая сила» является ее результативность, которая зависит от таких факторов, как:

1) капитал – при значительных вложениях средств в основной капитал в виде машин, механизмов и оборудования растет доля овеществленного труда при неизменных затратах живого труда, что влияет на рост производительности труда;

2) природные ресурсы – наличие плодородной земли, полезных ископаемых, дешевого сырья и дешевых источников энергии, а также благоприятный климат положительно влияют на использование рабочей силы;

3) технология общественного развития – применение в стране достижений научно-технического прогресса обусловливает высокую результативность труда;

4) качество труда – производительность труда работников во многом зависит от состояния здоровья, уровня образования, отношения к труду, морального климата в коллективе и стабильности общества.

Среди факторов, влияющих на результативность труда, следует также отметить эффективность применяемой системы мотивации труда, менеджмент персонала, масштаб внутреннего рынка и пр.

2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Рынок рабочей силы, упрощенно называемый рынком труда, является составной частью рыночной экономики, которая для нормального функционирования должна иметь еще рынок товаров и рынок ценных бумаг. Так, прибыльно работающее предприятие привлекает инвесторов, которые ссужают ему свой капитал в виде ценных бумаг для дальнейшего развития, что, как правило, ведет к росту числа рабочих мест и увеличению заработков работников. Падение спроса на продукцию предприятия отпугивает инвесторов, ведет к сужению трудового потенциала предприятия.

Рынок рабочей силы представляет собой многофакторный механизм, который формируется под влиянием множества экономических и социальных факторов и сам воздействует на них. Рынок рабочей силы следует рассматривать как сферу экономики, где возникают отношения обмена между индивидуумами, владеющими рабочей силой, и работодателями, владеющими средствами производства. Наемные работники и работодатели выступают на этом рынке как его субъекты: одни – в роли продавцов товара, т.е. собственной рабочей силы, другие – в роли покупателей этого товара. Заключение сделки означает, что человек получает возможность трудиться, производить потребительские блага. Отношения этих субъектов рынка подчиняются общим рыночным законам, в частности законам спроса и предложения.

Закон спроса опирается на принцип: чем выше цена (заработная плата) на рабочую силу, тем меньше на нее спрос у работодателей (покупателей). Закон предложения опирается на принцип: чем выше оплата товара «рабочая сила», тем больше продавцов рабочей силы готовы заняться данным видом труда.

Так в условиях простого, т.е. традиционного, рынка действуют категории спроса и предложения: регулирование спроса, предложения и цены товара в каждый данный момент времени происходит исходя из складывающихся обстоятельств. В соответствии с действующими закономерностями различные факторы по-разному будут влиять на положение кривых спроса и предложения: они будут передвигаться то вправо или влево, то вверх или вниз, под разными углами к оси координат. Например, рост стоимости образования передвинет кривую предложения вверх, а увеличение в спросе вслед за оживлением рынка переместит кривую спроса вправо. Окажут влияние на соотношение спроса и предложения такие факторы, как миграция работников, расширение социальных льгот и др.

Роль рынка рабочей силы состоит в том, что он позволяет:

−эффективно использовать трудовой потенциал страны;

−создавать конкурентную борьбу за рабочие места;

−создавать потребность в росте квалификации работников;

−снижать текучесть кадров и соответственно повышать производительность труда;

−применять различные формы занятости, например неполный рабочий день или разовые работы, что придает рынку труда большую устойчивость и многоплановость, а также ведет к отбору наиболее эффективных методов хозяйствования.

Субъекты рынка суверенны, т. е. независимы. А это означает, что, имея противоположные интересы, каждый субъект может отстаивать свои интересы. Диалектическое решение вопроса противоречий в интересах ведет к развитию трудовых отношений.

На состояние рынка рабочей силы оказывают влияние:

−уровень экономического потенциала страны: чем он выше, тем оживленнее рынок труда;

−национальные особенности страны: они могут быть связаны с отношением к лицам других национальностей, женщинам, традициями общества, например в области пожизненного трудоустройства;

−фазы экономического цикла в стране (фазы спада и подъема).

Сдерживающее влияние на состояние и развитие рынка рабочей силы оказывают:

численность населения в обществе, в том числе его трудовые ресурсы;

−доля экономически активного населения;

−фонд рабочего времени года, квартала и месяца, на который влияет государственная политика, регулирующая число праздничных дней, продолжительность рабочей недели, времени отпусков и др., а также предоставление различных льгот;

−квалификация работника (его образование), уровень благосостояния, определяющий средний потребительский бюджет, общественные институты и уровень их развития.

В зависимости от масштабов различают мировой и локальный рынок рабочей силы. Это деление определяет различный подход к рынкам, так как наблюдается тенденция повышения роли локальных рынков в экономически развитых странах. Политика государства на рынке труда учитывает особенности развития локальных рынков в рамках одной страны.

Каждый локальный рынок труда, имеющий общие черты развития в сложившейся отраслевой структуре хозяйства, состоянии социально-демографической ситуации и хозяйственных связей, отличается плотностью и численностью населения и, кроме всего прочего, историческим развитием.

3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Источником рабочей силы является человек. Но не каждый человек может быть работником. Трудовые ресурсы – это часть населения страны, обладающего необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы. Не входят в состав трудовых ресурсов дети и лица пожилого возраста. Также не являются трудовыми ресурсами люди, потерявшие трудоспособность или не обладающие ею, например инвалиды или больные, длительное время находящиеся на лечении. Поэтому численность трудовых ресурсов в стране всегда меньше численности населения. В России, например, трудовые ресурсы составляют около 58% населения страны.

Для человека возможность трудиться обусловлена разными обстоятельствами. Основное из них – рабочий возраст, который имеет определенные физиологические границы. В России трудоспособный возраст для мужчин установлен от 16 до 60 лет, для женщин – от 16 до 55 лет. На продолжительность трудоспособного возраста может влиять специфика труда, которая снижает верхнюю его границу, например для балерины, профессионального спортсмена или военного.

В состав трудовых ресурсов включаются часть лиц моложе 16 лет и лица пенсионного возраста, которые практически работают по найму или самостоятельно.

Население, входящее в состав трудовых ресурсов, можно разделить на две группы: экономически активное население и экономически неактивное население.

Экономически активное население охватывает всех фактически занятых в народном хозяйстве страны. Это население обеспечивает предложение рабочей силы в обществе.

Экономически неактивное население – это лица трудоспособного возраста, которые по различным причинам не заняты в народном хозяйстве. К ним относятся учащиеся, студенты, слушатели и курсанты, аспиранты дневной формы обучения, лица, получающие пенсию при потере кормильца, занятые уходом за детьми или за больными родственниками, лица, не имеющие работы, или те, которым нет необходимости работать, чтобы обеспечить себе средства для существования.

Экономически активное население может состоять из наемных работников и из лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе работодателей.

Наемными работниками могут быть гражданское население и военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе по призыву или контракту. Кроме того, экономически активное население делится на занятых и безработных.

Занятость – это термин, характеризующий состояние человека, включенного в общественно полезную деятельность, связанную с удовлетворением его личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как правило, заработок (трудовой доход). В число занятых включаются лица обоего пола старше 16 лет, а также младших возрастов, которые выполняют работу по найму за вознаграждение.

Занятое население может работать на условиях полного или неполного рабочего времени. Полное рабочее время характеризует работу в течение времени, установленного трудовым законодательством, но не более 40 часов в неделю, а для некоторых профессий, например учителей и врачей, – 36 часов в неделю. Неполное рабочее время характеризует работу меньшей продолжительности, чем установлено нормой трудового законодательства. Так, женщина, имеющая малолетнего ребенка, может работать не 8 часов, а лишь 3 или 4 часа в день. Соответственно оплата ее труда будет производиться за отработанное время или согласно выработке.

В экономике труда используется понятие «неполная занятость». Причинами неполной занятости являются объективные факторы, например структурная перестройка в стране или на предприятии, отсутствие заказов на производство, технический прогресс. Под влиянием этих причин изменяется спрос на рабочую силу и требуется меньшая численность работников. При переходе к рыночным отношениям многие предприятия, не желая допускать массового увольнения, прибегают к использованию неполной занятости и тем самым оказывают своим работникам определенную социальную поддержку. Действие рыночного механизма таково, что предприятие, чья продукция не пользуется спросом, должно закрыться. Однако нынешние задачи обеспечения роста благосостояния населения часто достигаются путем повышения занятости.

К числу занятого населения относят лиц, временно отсутствующих на работе по болезни, из-за отпусков, отгулов, забастовок, выходных, работающих на семейном подряде, и др. Занятым населением не считаются безработные, выполняющие общественные работы, а также учащиеся и студенты, работающие на сельхозработах по направлениям учебных заведений.

В мировой практике применяются разные модели управления занятостью. Так, американская модель предполагает создание рабочих мест с низкой производительностью труда для значительной части трудоспособных граждан. В результате формально уменьшается безработица, но появляется обширный класс «новых бедных», т. е. работающей бедноты. Скандинавская модель ориентируется на обеспечение занятости практически для всей рабочей силы путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними, удовлетворительными условиями труда и оплаты. Модель рассчитана только на государственные финансовые средства, при ограничении которых возможно сокращение числа рабочих мест. Европейская модель основывается на сокращении числа занятых при повышении про­изводительности труда и соответственно росте доходов работающей части населения. Модель предусматривает создание широкой системы пособий для увеличивающегося количества безработных, требующих значительных средств. Негативными последствиями применения европейской модели могут быть длительная и устойчивая безработица и тяжелая ноша социальных и финансовых издержек, связанных с нею.

Государственное управление занятостью в различных странах связано с темпами экономического роста, занятостью и темпами роста производительности труда, так как при сокращении темпов экономического роста на занятость влияют изменения показателей производительности труда в стране. Считается, например, что страны, у которых к 1994–1995 гг. установился низкий уровень безработицы, добились этого за счет потерь в производительности труда и, следовательно, в доходах работников. В различных странах наблюдается тенденция расширения практики неполной занятости и увеличения занятости в неформальном секторе. Неформальный сектор – это сфера трудовой деятельности значительной части населения, которая официально не признается и статистически не учитывается. На занятых в этой сфере не распространяются трудовое законодательство, меры социальной защиты и государственные гарантии. Примеров занятости в неформальном секторе множество: самозанятие ремонтными услугами, туристическими, жилищно-бытовыми работами и т.п.

В условиях развития конкуренции и дальнейшего научно-технического прогресса наблюдается естественная тенденция увеличения спроса на квалифицированную рабочую силу. Активно развиваются банковский бизнес, сфера профессиональных услуг, здравоохранения, образования и другие области приложения труда, где требуются специалисты высокой квалификации.

Растет занятость в индустрии услуг. В настоящее время в промышленно развитых странах в этой сфере работает почти 60% всех занятых. Повсеместно действует тенденция сокращения численности малоквалифицированной рабочей силы. Она усугубляется новой расстановкой сил между индустриально развитыми и развивающимися странами. Так, в мировом производстве доля развивающихся стран стремительно растет, и острая конкурентная борьба на мировом рынке заставляет европейские компании принимать программы по переоснащению производства, внедрению новых технологий и повышению производительности труда. Это, как правило, ведет к массовым увольнениям малоквалифицированных работников в традиционных отраслях производства.

Просматривается зависимость безработицы от уровня образования. В начале 90-х годов уровень безработицы среди лиц с начальным образованием составлял 10,9%, с образованием на уровне неполной средней школы – 8,4, полной средней школы – 5,7, с высшим образованием (исключая университетское) – 3,9%.

В перспективе возможна серьезная угроза для промышленно развитых стран со стороны так называемых новых индустриальных стран с дешевой рабочей силой: из развивающихся стран усиливается приток сравнительно дешевых товаров, что влияет на занятость населения. Возможно активное перемещение капиталов в страны с низкими издержками, что повлияет на динамику количества рабочих мест.

Новые подходы в политике занятости развитых стран, осуществляемые на макроэкономическом уровне, проявляются в повышении гибкости рынка труда, сдерживании расходов на рабочую силу, что, в частности, ведет к свертыванию социальных программ на уровне государства. Но сохраняется стимулирование активной политики занятости за счет финансирования дополнительных рабочих мест, расширения систем обучения и переобучения. Появляются проекты реформирования систем страхования по безработице, предусматривающие ужесточение условий выплаты пособий.

Меняется роль бизнеса в решении социальных проблем, в том числе проблем занятости. Правительства многих европейских стран ориентируют частных предпринимателей не ограничиваться выделением средств на социальные нужды, а более активно участвовать в совместном регулировании социальных проблем.

Изменение внутрифирменной политики в области занятости связано со стремительным ростом издержек на рабочую силу. Экономический спад заметно усилил этот процесс. Политика предпринимателей направлена на традиционное сдерживание роста заработной платы, удлинение продолжительности рабочей недели, более широкое использование неполной занятости и временной работы. В фирмах наблюдается сокращение программ социального страхования, включая медицинское и дополнительное пенсионное страхование. Вместе с тем повышение требований к качеству рабочей силы заставляет фирмы расширять программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации работников. Предприниматели получают своего рода компенсацию, проявляя гибкость при найме, увольнении и перемещении работников, применении различных режимов труда в интересах фирмы.

7) спрос на работников, способных адаптироваться в новых рыночных условиях, особенно в сфере финансовых и налоговых институтов, системе таможенных органов и социальных учреждениях;

8) жесткие пределы в выборе места работы и в условиях приложения способностей работников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российский рынок труда характеризуется интенсивным движением кадров. Ежегодно меняют работу до 14 млн. человек, или каждый пятый работник. Рынок страны является достаточно гибким даже по международным стандартам.

В предстоящие годы ожидается, что спрос на рабочую силу будет возрастать. Предприятия увеличат прием на работу в связи с оживлением рынка и нормализацией экономического состояния общества.

Ожидается увеличение числа экономически активного населения примерно на 700 тыс. человек за счет беженцев из стран ближнего зарубежья и увеличение предложения рабочей силы за счет сокращения численности армии – примерно на 150 тыс. человек в год. Темпы роста безработицы несколько замедлятся, но увеличатся сроки поиска работы, которые сейчас в среднем составляют около 6 месяцев. Для полной занятости экономически активного населения в стране должно быть около 70 млн. рабочих мест, но фактически имеется лишь 66,5 млн. мест.

Происходит интенсивная смена места работы по собственному желанию. Кроме того, наблюдается косвенное вытеснение работников с предприятий, испытывающих финансовые трудности.

На рынок труда влияет качество рабочей среды. Неудовлетворительное состояние рабочей среды снижает потенциальные возможности трудоустройства, в результате появляются незаполненные вакансии. Наличие непрестижных рабочих мест ограничивает выбор работы для молодежи, ведет к дополнительному давлению на рынок труда, увеличивает непроизводительные компенсационные издержки на медицинскую реабилитацию лиц, пострадавших от производственных травм, снижает вероятность их последующего трудоустройства, отвлекает средства бюджета, необходимые для расширения сферы приложения труда.

Следствием перемен на рынке труда, результатов приватизации в стране, возникновения финансовых проблем, задержек в выплате заработной платы и невысокого ее размера в ряде отраслей стала существенная диверсификация видов занятости. Это способствует формированию гибкого рынка рабочей силы, что дает возможность поддерживать доходы населения, а в ряде случаев позволяет сохранять ядро трудовых коллективов и предотвращать массовую безработицу.

По прогнозу, предстоит сокращение численности работников металлообрабатывающих и машиностроительных отраслей, текстильщиков, швейников и обувщиков. Но ожидается увеличение спроса на строителей, работников учреждений рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания, транспорта, образования (прежде всего школьного) и здравоохранения. Много вакансий будет для работников таких профессий, которые требуют длительной специальной подготовки. Не предвидится увеличение потребности в инженерно-технических работниках.

Государственная политика на рынке труда в России должна быть направлена на решение комплекса взаимосвязанных задач:

−повышение инвестиционной активности за счет всех источников развития предпринимательства, корректировка экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда;

−последовательная стабилизация уровня жизни, совершенствование социальной поддержки населения;

−развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержания качества рабочей силы;

−улучшение качества рабочей среды путем совершенствования условий труда и использования рабочего времени, организации заработной платы, стабилизации кадрового потенциала;

−проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов и защиту внутреннего рынка рабочей силы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Владимирова Л.П. Экономика труда: Учебное пособие – М.: Издательский Дом«Дашков и К», 2000 г.

2. Завельский М.Г. Экономика и социология труда. – М.: Catallaxy , при участии ЗАО «КноРус», 2008 г.

3. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000 г.

4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа «НОРМА - ИНФРА – М.:, 2008.

5. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведения. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.