Поиск работы

Организационная структура ордена тамплиеров.Печать, знамя и крест ордена.Набор новобранцев и прием их в орден тамплиеров. Основание ордена тамплиеров

Из центра в Иерусалиме активность ордена по ступеням твердо установленной иерархии распространялась на всю Святую Землю.
Главными должностными лицами поначалу были:
- магистр - государь могущественный, но подчиненный в большинстве случаев решению капитула, где сам он имел только один голос;
- сенешаль , ведавший снабжением и бытом Дома;
- маршал , ответственный за военную подготовку и дисциплину в монастыре и нередко во время войны его возглавлявший;
- смотритель одежд , занимавшийся экипировкой братьев.
Командоры трех провинций Востока - Иерусалима, Триполи и Антиохии - были подчинены только магистру и генеральному капитулу; каждый из них имел под своим началом собственного маршала и смотрителя одежд.
За командорами Провинций шли шателены (управляющие замками) и командоры Домов ; были еще командоры рыцарей , которые повиновались маршалу своего монастыря.
Смотрители Домов , часто бывшие только сержантами, управляли сельскими владениями ордена .

Легковооруженные отряды наемников из местных жителей (туркополов) подчинялись туркополье (turkopolier). Оруженосцы, также наемные, получали приказы от знаменосца .

Наиболее гибкой структурой обладали десять или двенадцать (число их не было постоянно) провинций Запада: Франция, Англия с Шотландией и Ирландией, Фландрия, Овернь, Пуату, Аквитания, Прованс, Каталония, Арагон, Португалия, Апулия, Сицилия, Венгрия - всюду имелись магистры или командоры, но командоры нередко управляли одновременно несколькими провинциями, например, Провансом с Каталонией, или "Провансом и различными частями Испании".
Монастырь Испании служил аналогом Заморскому Дому ордена, поскольку от Наварры до Мерсии, как и в Святой Земле, беспрерывно воевали.
Но все другие провинции существовали лишь для того, чтобы оказывать обоим монастырям поддержку; исключение делалось только для некоторых прибрежных городов, таких, как Тулон, где командорство включалось в местную оборонную систему.
Владения ордена разделили на провинции, которыми управляли Великие командоры.
Внутри каждой провинции выделялись командорства.
Во главе командорств стояли командоры . Типичное сельское командорство представляло собой большую ферму, на которой проживало несколько братьев.
В командорстве имелась церковь, гостиница для путешественников, а также множество сельскохозяйственных построек. Командорство представляло собой административный центр, из которого шло управление имуществом ордена в округе.
Обычно командорство - это прямоугольник стен с башнями по четырем углам, внутри которого помещаются другие строения. Вот почему создается впечатление крепости, хотя башни выполняют роль скорее опоры, чем защиты.
Такое сооружение не смогло бы устоять перед настоящим штурмом, но было достаточно надежным укрытием против банды грабителей.
Обнесенный стенами прямоугольник - это ядро командорства. Довольно часто его окружали рвами с двух или трех сторон, остальные же прикрывались прудом природного или искусственного происхождения.
Поскольку потребление мяса было строго ограничено уставом, этот пруд являлся одновременно средством обороны, источником питьевой воды и садком для разведения рыбы.
В прямоугольнике находился "Большой дом" (во многих местах название сохранилось) - фактически это монастырский дом с кельями для рыцарей и командора. В нем два или более этажей (отсюда название), в стены часто были встроены опорные башенки.
Именно в этом доме располагалась рыцарская часовня - пустая комната без окон, квадратная или прямоугольная, которую не следует путать с часовней командорства, открытой для всех.
Внутри прямоугольника стоят и все остальные дома: фермерские, "странноприимные" и ремесленные.
Обычно монастырская часть, иными словами, "Большой дом", отделена от прочих стеной. Остатки подобных стен сохранились почти во всех командорствах.
Фермерские дома предназначены для пахарей, пастухов, конюхов и т. д. Занимаясь обработкой угодий, они живут здесь семьями, но доступ в монастырь для них - особенно для женщин - закрыт.
В "странноприимном" доме, или постоялом дворе, обитают путешественники и, в зависимости от положения командорства, паломники. Довольно часто за стенами имеется лечебница или лепрозорий.

У каждого командорства имеются свои фермы, или, как их называют, хозяйства, которые эксплуатируются по-разному, в зависимости от установившихся в том или ином регионе традиций и обычаев: крепостное право в Бри, вассальное подчинение в Нормандии, испольщина в Лимузене.
Кроме хозяйств в распоряжении командорств находится другое имущество: хижины, сторожки, кузницы, печи для обжига черепицы, склады и другая недвижимость.
Удаленные владения назывались саm егае (камеры). Камерой управлял один брат или ее сдавали в аренду.
Командор каждого командорства ежегодно переводил определенную сумму (responsion) великому командору провинции. В свою очередь великий командор направлял собранные средства в Темпль, располагавшийся на востоке.
Великий командор провинции проводил ежегодное совещание, называемое капитулом.
В ходе совещания командоры отчитывались и передавали деньги.
Раз в несколько лет проводился великий капитул, на котором собирались великие командоры, которые, в свою очередь, отчитывались и расплачивались.
На великом капитуле назначались новые управляющие и совершались таинства.

Хотя братья ордена были рассеяны по всемухристианскому миру, они находились в постоянном контакте с руководством ордена благодаря системе регулярных капитулов.
Кроме того, братья на востоке и западе постоянно обменивались письмами.
Между Востоком и Западом постоянно происходил обмен людьми и припасами. Запад поставлял людей, лошадей, вооружение, одежды и основное - деньги, Восток в свою очередь доставлял в Европу больных и старых членов ордена, специи, шелка и другие экзотические товары Востока.
Помимо командорств и другой недвижимости тамплиеры владели во всех крупных городах большим количеством домов.
Так в Париже ордену Храма принадлежал весь квартал Маре - между старым Тамплем с пристанью на Сене и новым Тамплем.
К этому можно добавить холм Бельвиль с разбитыми на нем садами и склоны Монмартра, отведенные под виноградники.
На левом берегу Сены владели несколькими домами в квартале Сен-Марсель и большей частью предместья Сен-Жак.
В Труа тамплиеры владели примерно полусотней жилых строений. Большинство из перечисленных домов тамплиеры сдавали частным лицам.

Печать, знамя и крест ордена

Знамя тамплиеров состояло из двух цветов (белого и черного), на этом фоне размещался крест и девиз («Не нам, не нам, а имени Твоему»).
Знамя было разделено по горизонтали на две части - верхнюю черную и нижнюю белую. Иногда с красным крестом, расположенном на белом поле.
Значение цветов знамени до сих пор неясно.
Означало ли оно победу сил добра над злом?
А может, обозначало два класса внутри Ордена - рыцарей в белых мантиях и сержантов в черных плащах?
Есть также версия, что черная часть знамени обозначала мирскую, греховную жизнь, которую тамплиеры оставляли при вступлении в Орден, а белая часть символизировала чистоту их нынешней жизни, посвященной сражениям за веру.
Слово baussant означает «окрашенный в два цвета», в данном случае — черный и белый. Отсюда само знамя рыцари стали называть le baussant .
Жак де Витри, который был одним из друзей Дома и собирал сведения непосредственно утамплиеров , рассказывает, что они носят «бело-черное знамя, которое называют «le Beaucent», показывая, что открыты и доброжелательны по отношению к своим друзьям, черны и грозны для врагов.
«Львы на войне, агнцы во время мира.»»
Изображения знамени у различных хронистов различаются в вопросе, какая именно часть была белой, а какая - черной.
Матвей Парижский, хронист аббатства Сент-Олбанс, изображает знамя с верхней частью черной и с нижней частью белой. Причем их соотношения у него менялись.
В Historia Anglorum он изображает знамя Ордена поделенным на две части: верхняя треть - черная, две нижних трети - белые.
В то же время он в другом своем труде, Chronica majora , приводит изображения знамени как с равными полями, так и с неравными (как в Historia Anglorum ).
Церковь Сан-Бевиньяте в Перудже (Умбрия) была построена между 1256 и 1262 гг. под руководством папского казначея, брата Ордена Бонвичино.
Сан-Бевиньяте было одним из центров Ордена в Перудже (с 80-хх годов XIII века - единственным).
Внутри, на западной стене сохранились остатки большой фрески, на которой изображена битва между крестоносцами и мусульманами. На ней можно различить знамена и щиты братьев Ордена, поделенные на равные половины - верхнюю белую (с нанесенным лапчатым крестом) и нижнюю черную.
Возможно, знамя, изображенное на фресках церкви Сан-Бевиньяте, являлось штандартом магистра , тогда как Матвей Парижский рисовал знамя, которое нес маршал (статья №164 Устава Ордена) и другие иерархи на поле боя.
Согласно тому же Уставу право носить знамя, как в военное, так и в мирное время, имели: сенешаль (статья №99), командор Иерусалима (статья №121), командоры областей Антиохии и Триполи (статья №125), командор рыцарей при туркопольере (статья №170), командор рыцарей при маршале (статья №165) и т.д.
Очевидно, что знамя Ордена не было уникально (как, например, Орифламма французских королей).
В любом случае, орденский штандарт играл очень важную роль на поле боя (помимо «классической» роли, естественно): он показывал центр орденского центра, а также место, к которому должны были стремиться братья для перегруппировки и новой атаки.
Его функция была настолько важна, что существовал дубликат знамени, которое несли свернутым, на тот случай, если первое падет.
А маршал перед атакой назначал 10 рыцарей, единственной задачей которых была охрана знамени.
В случае, если же брат бросил знамя и бежал с поля боя, это считалось очень серьезным проступком, за который этого брата могли изгнать из Ордена (статья №232 Устава Ордена).
Если же брат в битве наклонит знамя, капитул мог лишить его плаща (статья №241).
27 апреля 1147 года папа римский Евгений III, присутствовал на Генеральном Капитуле ордена Храма в их новом доме в Париже. В присутствии короля Франции Людовика VII Капета, архиепископа Реймса, ста тридцати рыцарей ордена Храма и Великого магистра Эврара де Бар, папа даровал тамплиерам право носить на левой стороне плаща, под сердцем, изображение алого креста «с тем, чтобы сей победоносный знак служил им щитом, и дабы никогда не повернули они назад пред каким-нибудь неверным».
В средневековье, самым основным способом показать подлинность документа было поставить на него печать. Эти печати были изображениями вырезанными на дереве, бронзе или на благородных металлах и отпечатывались на воске или сургуче.
В то время, когда даже неграмотные люди нуждались в том, чтобы проводить деловые сделки, печати давали возможность заверять документы и символически объясняли личность владельца печати.
Как известно, на традиционной печати тамплиеров изображены два рыцаря едущие на одном коне - это печать магистра Бертрана де Бланшфорта, принятая в 1168 году.
Описывая печать ордена обычно используют символизм, наиболее сильно в символизме печати проявил себя выдающийся физиолог и оккультист Карл Джунг:
«Изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади, как считают, представляло их клятву бедности. Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь.
Хотя, для первоначального ордена, состоявшего из девяти человек - это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора, в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат.
И это богатство было столь большим, что предоставляли ссуды монархам и впоследствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.
Уже на Совете в Труа, когда орден получил Латинский устав, в уставе было сказано, что рыцарь должен иметь три лошади».
Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма, которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году. (Для получения более полной информации читайте книгу Легмана и Ли «История тамплиеров» Rendom de Brie ) .
По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне - это не сивол клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта, который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображенние Христа.
Как сказано в Евангелии, где Иисус Христос говорит:
«Везде, где во имя Меня собираются двое или большее, есть я, посреди них».
На измененной печати был изображен Храм Соломона или нечто похожее на него.
На самом деле - это изображение Скального купола, потому что Храм, как он изображен на печати, даже близко не похож на Храм Соломона как он описан в Книге Ветхого Завета.
Известно порядка двадцати образцов печатей ордена Храма .
Известны также печати с крестом и Агнцем, использовавшиеся магистрами в Англии; эти типы печати повторяются, различаясь в деталях.
Остальные сохранившиеся экземпляры, судя по всему, принадлежат исключительно командорам ордена.

Набор новобранцев и прием их в орден тамплиеров

Братья ордена тамплиеров разделялись на несколько классов. Поскольку основной задачей ордена была защита католической веры, наиболее многочисленным был класс рыцарей.
В рыцари ордена посвящали в ходе особой церемонии.
В первые годы существования ордена статус братьев-рыцарей еще полностью не определился, поэтому многие рыцари ордена происходили из неблагородного сословия.
Но к моменту роспуска ордена рыцарское сословие в Западной Европе получило высокий статус, поэтому и в орден уже принимали рыцарей только благородного происхождения.
Воины ордена Храма, которые не имели рыцарского достоинства, назывались servientes на латыни или sergents по-старофранцузски. На поле боя сержанты поддерживали действия рыцарей.
Однако далеко не все сержанты были воинами. В этом разряде числились также работники и мастера ордена.
В ордене имелся еше один класс: братъя - священники . Братья-священники отвечали за удовлетворение духовных потребностей членов ордена , они принимали исповеди, служили мессы.
В Европе в ордене также находились сестры , а сам Орден Тамплиеров располагал парой женских монастырей.
Кроме того, отдельные сестры жили поблизости от командорств. Сестры занимались исключительно трудом и молитвой, от них не ожидали участия в сражениях.
В целом они мало чем отличались от обычных монахинь.
Кроме того, при ордене находилось множество связанных с ним лиц, мужчин и женщин, которые делали регулярные пожертвования или надеялись присоединиться к ордену в будущем, пока не принося обетов.
Мы хотим рассказать, прежде всего, про воинов ордена.
Подавляющее большинство братьев присоединялось к ордену, будучи уже взрослыми людьми.
Устав ордена запрещал принимать детей, однако, известны случаи, когда дети воспитывались орденом, например, в тех случаях, когда родители перед смертью завещали ордену позаботиться о воспитании их детей.
При этом воспитанники не обязывались вступать в орден по достижению совершеннолетия.
Основатели ордена определили, что к ордену могут присоединяться лишь те, кто мог держать оружие в руках. Как правило, в орден вступали молодые мужчины в возрасте до тридцати лет, хотя встречались и молодые люди моложе двадцати, а в отдельных случаях в орден вступали и подростки.
С другой стороны, известны случаи, когда в орден вступали мужчины преклонных годов, уже сделавшие карьеру на войне и решившие спокойно дожить свои дни во владениях ордена на западе.
Кроме того, некоторые люди присоединялись к ордену на время, а затем возвращались к своим семьям.
Каждый член ордена принимал обеты, движимый собственными мотивами.
Исследователи располагают небольшим числом свидетельств, прямо упоминающих мотивы кандидатов, однако во многих случаях о мотивах вполне можем догадаться.
Орден Храма привлекал к себе многих. Безземельные рыцари находили в нем опору на всю жизнь, безбедное существование. Знатные сеньоры получали защиту от любых могущественных врагов (в том числе и от собственных государей).
Основным мотивом, конечно же, было искреннее желание поучаствовать в защите христианских святынь на Святой Земле. Считалось, что такая служба очищает грехи и позволит после смерти попасть прямо в рай.
В те времена жизнь людей была короткой, а такого понятия как «уверенность в завтрашнем дне» просто не существовало.
Если сейчас люди прячутся от мыслей о смерти, предаваясь развлечениям, занимаясь карьерой или гоняясь за модными вещами, то в ХII-ХIV веках люди честнее смотрели на свою судьбу, осознавали собственную смертность и всерьез думали о том, что ждет их за этой чертой.
Славная смерть на поле боя ценилась выше смерти от болезни или голода.
Многие присоединились к ордену после того, как во время паломничества на Святую Землю познакомились с тамплиерами, сражавшимися против мусульман. Но это были положительные причины, существовали и отрицательные мотивы.
Но много вступало в орден и алчных, забывших все святое и готовых творить любые жестокости людей. Их привлекала одна из главных заповедей тамплиеров : «Никакое преступление, совершенное на пользу ордену, не считается грехом».
Некоторые вступали в орден для того, чтобы поменять обстановку. Так, в начале 30-х годов XII века французский рыцарь по имени Гай Корнелли из Дижона, вступил в орден потому, что его жена заболела проказой.
Он поручил свою жену и дочерей заботам аббата и монахов, пожертвовал монастырю свои владения, а сам отправился в Иерусалим, чтобы закончить свою жизнь, служа Господу.
Некоторые поступали в орден, надеясь получить прощение своих прежних грехов. В одном средневековом тексте упоминается о Жерарде де Ридефорте, магистре тамплиеров 1185-1189 г., который присоединился к ордену после того, как опасно заболел, оказавшись в Иерусалиме.
Встречались также довольно светские мотивы. Воины присоединялись к ордену, ища способ сделать карьеру.
Это был неплохой выход для младших сыновей, которым не светило наследство.
Вступив в орден , рыцарь мог добиться неплохого положения в обществе, влиятельности и власти, недостижимых в миру. Для постороннего наблюдателя жизнь братьев ордена выглядела удобной, так как орден обеспечивал своих людей одеждой и регулярным питанием, что было совершенно недостижимо для мирян.
В ходе суда над тамплиерами в Англии в 1309 году брат Гуго Тадкастер заявил, что он работал ключарем на орден и попросил принять его в члены ордена.
Некоторые члены ордена вступали туда потому, что некоторые их родственники состояли в ордене.
Другие вступили в орден из-за того, что в орден вступили их работодатели, а они пошли за своими хозяевами.
Наконец, некоторые вступали в орден просто из авантюризма.
Желающих вступить в орден принимали не сразу, а после испытательного срока. В уставе этот момент определялся отдельно.
Кандидат должен был находиться вместе с братьями определенное время, за которое он смог бы убедиться в крепости своих намерений, а орден определить истинные причины, побуждающие кандидата принять обет. Если кандидат успешно выдерживал испытательный срок, его принимали.
Правда, поскольку орден нес тяжелые потери в сражениях, уровень требований к кандидатам снижался, а в конце концов кандидатов стали принимать в орден почти сразу.
В первые годы существования, в орден не принимали отлученных от церкви, однако позднее стали считать, что орден - хороший коллектив для перевоспитания грешников.
Клервоский аббат Бернард писал, что грабители, человекоубийцы и прочие преступники должны отправиться защищать Гроб Господень. Этим удастся достичь двух целей: Европу покинут криминальные элементы, а в Палестину прибудут новые солдаты.
Например, в 1224 году Папа Гонорий III приказал магистру принять в орден на семь лет рыцаря Бертрана, убившего епископа.
Вскоре количество криминалитета в ордене достигло критического значения и их присутствие стало представлять собой проблему.
Среди преступлений, совершавшихся «исправляемыми», значатся поединки между братьями, убийство христианских купцов и воровство у христиан. В ордене за такие преступления полагалась порка или пожизненное тюремное заключение.
Хотя симония - назначение на должность за деньги - прямо противоречило церковным канонам, в ордене прижился обычай, по которому от кандидата требовалось сделать пожертвование перед посвящением в члены ордена.
Во время суда над орденом некоторые братья показали, что для вступления им пришлось заплатить определенный взнос. Этот взнос назывался passagium, поскольку считалось, что на эти деньги орден организует перевозку нового члена в Палестину.
Подобный взнос собирался и в ордене Госпитальеров. Один брат из Англии Роджер Дальтон сообщил, что заплатил пассагий в размере шестидесяти марок, то есть сорок фунтов стерлингов.
Прием новых братьев в орден представлял собой торжественную церемонию. Среди прочих атрибутов присутствовал свиток с уставом ордена, статутами. обычаями и постановлениями.
На церемонии присутствовали братья, ответственные за прием новых членов.
На суде над орденом в 1307-1312 годах было установлено, что церемония проходила в тайне и ночью, хотя многие братья утверждали, что лично их принимали на рассвете или сразу после восхода солнца.
В этом заключался определенный символизм, так как вместе с новым днем для принимаемого в орден начиналась новая жизнь.
Некоторые братья говорили, что на церемонии приема не присутствовали посторонние, но один английский брат Вильям Равен утверждал, что во время его приема в члены ордена на церемонии присутствовало около сотни гостей.
Посвящение в обычно проводил командор провинции во время сбора провинциального капитула в каком-либо из командорств. Но при необходимости обряд проводили в любом более-менее подходящем помещении. Например, англичанина Вильяма Ското посвятили в тамплиеры в спальне.
Прежде чем посвящать кандидата в братья, его вызывали на собрание капитула. Два или три брата беседовали с кандидатом, рассказывая ему о том, какой образ жизни будет он вести, став членомордена , о том, какую работу будет выполнять, с какими проблемами сталкиваться и какое наказание его ждет в случае ослушания.
Это делалось для того, чтобы кандидат хорошо представлял себе свое будущее. Если намерение кандидата оставалось твердым, его спрашивали о том, не осталось ли у него в миру каких-либо незавершенных дел, не женат ли он, не состоит ли членом других орденов, не должен ли кому - либо денег, здоров ли он, не состоит ли под судом.
Если ничего из вышеперечисленного за кандидатом не числилось, ничего не мешало кандидату вступить в орден.
Далее кандидат в члены ордена являлся на совет капитула и делал формальное заявление о своем желании вступить.
Председатель капитула в ответ объявлял кандидату, что хотя для посторонних жизнь в ордене кажется приятной, в действительности члены ордена должны беспрекословно выполнять приказы, идти, даже если не хочется идти, и делать то, что не хочется делать.
«Ты только видел поверхность. На поверхности кажется, что у нас есть великолепные кони, прекрасная экипировка, напитки и еда, мы носим красивое платье и, кажется, ведем легкую жизнь.
Но ты не знаешь о том, какие строгие приказы нам приходится исполнять».
Примеры «строгих приказов» относились к будущему статусу кандидата. Рыцари должны были отправиться воевать за море, хотя и не обязательно на Святую Землю.
Сержанты должны были заниматься физическим трудом, например, выращиванием свиней.
Кандидату сообщалось, что единственная причина, по которой стоит вступить в орден, - это желание бежать от греховного мира, работать для Бога и искупать свои грехи.
Вступая в орден кандидат становился рабом ордена.
Если кандидат соглашался и на такие условия, его просили выйти из зала заседания, после чего начиналось обсуждение кандидатуры. Если капитул соглашался принять кандидата в орден, его просили вернуться, после чего подвергали перекрестному допросу о том, нет ли у кандидата каких-либо обязательств, которые могут вскрыться после вступления в орден.
Кандидата предупреждали, что если он солжет и ложь обнаружится, то он будет изгнан из ордена.
Если ответы кандидата удовлетворяли капитул, ему предлагали принести клятву «Господу и Деве Марии» в том, что он будет повиноваться приказам магистра ордена , соблюдать безбрачие и нестяжательство.
Кроме того, кандидат клялся в том, что будет соблюдать традиции и обычаи ордена, помогать защите Святой Земли и никогда не покидать ордена без разрешения магистра и капитула.
Когда все необходимые клятвы были произнесены, председатель совета приветствовал нового члена ордена и надевал на его плечи орденскую мантию.
Кроме того, принятый член братства мог получить шерстяной шнур на пояс, как символ целомудрия, и мягкую шапку-скуфью.
Брат-священник читал молитву, после чего он и председатель целовали нового брата. Далее новый брат садился на пол, а председатель зачитывал ему извлечения из устава и обычаев ордена, а также отвечал на задаваемые новичком вопросы.
Наконец. председатель благословлял новичка и отпускал его.
Новый брат не обязательно оставался служить в том командорстве, где был принят. Его могли послать в любое другое место.
Так, брат Роджер Дальтон был принят в в Балсалле, Уорвикшир в 1305 году, и вскоре его направили в Денни, Кембриджшир, где он возглавил ферму, входящую в командорство Денни.
Напротив, брат Роберт де ла Мор, рыцарь, вступивший в орден в Динсли, Хертфордшир в 1304 году, был отправлен на Кипр.
Вероятно, новые братья, имевшие военную подготовку, сразу отправлялись в Утрмер, тогда как различные специалисты и управленцы оставались на хозяйстве в Европе.
Каждый брат имел право взять с собой одного оруженосца, который следил бы за конями и экипировкой, а также помогал рыцарю на поле боя.
Некоторые оруженосцы нанимались орденом, тогда как другие служили ордену «за идею» в течение непродолжительного периода.
Третьи оруженосцы состояли в ордене в качестве братьев-сержантов.
Наконец, в армии ордена служили и наемники, В уставе ордена упоминались turcopoles - наемная легкая конница, возглавляемая братом-туркопольером.
Наемники использовались орденом по необходимости, а их услуги орден оплачивал но договоренности.
Хотя братья часто сражались вместе с обычными крестоносцами, сами по себе тамплиеры к крестоносцам не относились. Статус крестоносца был временным, тогда как братья ордена давали пожизненные обеты.
могли просить о разрешении перевестись в другой орден. Если же брат-тамплиер бежал, орден принимал меры к поиску беглеца и наказанию его.

Некстати попавшийся стражам закона обычный городской воришка оказывается вовлечен в цепь удивительных событий, главным участником которых вам и предстоит стать. Здесь, как и в хорошем кинофильме, будет практически все: и драки с вооруженной до зубов охраной и оборванцами из подворотни, и встречи с толпами зомби в попавшем под власть чумы городе, и даже дадут немного покрутить любовь с красивой незнакомкой (чем закончится - не скажу), и, естественно, на горизонте замаячат несметные сокровища тайного рыцарского ордена, до которых вы доберетесь уже в самом финале. Основным правилом всей игры может служить девиз - "не попадайся!", поэтому всегда старайтесь оставаться в тени и выползать оттуда только в крайнем случае. Еще вы можете отвлекать охрану при помощи свиста или камней, или просто валить на пол, подкравшись со спины и оглушив дубинкой.

1-1.
Итак, оказавшись в камере, свистните и спрячьтесь у стены рядом с дверью. Придет стражник, тихо прокрадитесь у него за спиной в дверь и... глупый болван окажется в камере, а вы - на свободе. Идите по коридору на север и в дверь в конце. Из-за угла выползет стражник, вы можете прокрасться мимо него (у каждого из них есть зона видимости, которая наглядно показана, так что в нее лучше не попадать) или же завалить. Переключитесь в режим боя и используйте несколько имеющихся в наличии ударов ручками и ножками. Труп потом медленно быстро просочится сквозь пол, не оставив после себя и мокрого места, так что заметать следы и прятать здесь без надобности.
В помещении со складом оружия спрячьтесь за стенкой в центре и свистните. Стражник отойдет от двери, вам только этого и нужно: обойдите стенку и быстро в дверь. Скоро придете в помещение с камином и парой охранников, придется снова разминать кулачки. Далее заключенный за решеткой попросит вас его освободить, потом будет еще один охранник в комнате с двумя спящими товарищами. Далее вы подслушаете, приоткрыв дверь в пыточную, как измываются над стариком. Подождите, пока все уйдут, разберитесь или спрячьтесь от вышедшего охранника и заходите внутрь. Вы поговорите с умирающим рыцарем, который попросит вас забрать его медальон и передать своему другу в Париже. После этого выходите в противоположную дверь и дуйте к винтовой лестнице.

1-2.
Вам нужно пробраться в комнату с тремя охранниками (два у входа, третий спит) и взять ключ рядом со спящим. Потом вернуться к началу и пойти в другую сторону, открыть дверь этим ключом. Следующим номером идет пыточная, еще один охранник в коридоре.
В одной из камер можно найти хлеб и подлечиться. В комнате со стражником, сидящим за столом, обойдите его и зайдите в темную камеру, у стены возьмите печать тамплиеров, а в углу камни. На обратном пути вас остановит старый пленник в камере и попросит его освободить, за это наобещает показать спасительный путь из тюрьмы. Потом возвращайтесь к винтовой лестнице.

1-3.
Возьмите лампу, откройте дверь, прокрадитесь мимо святого отца. Отодвиньте все ящики от стены и лезьте в пролом. Пройдите библиотеку, потом по коридору, в последнюю дверь справа, минуйте новые полки с книгами (там есть мясо у двери) и двух священников. Если они вас заметят, то поднимут тревогу, а убить их все равно не получится, здесь монахов обижать не положено. Минуйте еще одного монаха, занятого чтением, и стража в очередной библиотеке, возьмите записи со стола. Вернитесь к монаху и идите в другую дверь, в камере прыгайте... как бы это помягче сказать... в ту дыру в грубо сколоченном деревянном помосте, куда обычно заключенные справляют свои естественные потребности. Выплывите - и вы уже на свободе.

2-1.
Сразу же получаете пару кинжальчиков, подобрав их с солдатского трупа. Ну вот, теперь сражаться должно быть попроще. Бегите налево по улице, разберитесь с охранником, откройте решетку в арке. Поговорите с безногим попрошайкой, потом с типом у стены. Дуйте дальше по улице, там будет два стража, чуть подальше у бочек ошивается еще один, потом в дверь в самом конце улицы.

2-2.
Вы оказались на площади с привязанным к столбу человеком, осторожно - ее охраняют сразу четыре стражника. Прячьтесь от них или сражайтесь, как вам больше понравится. Потом в переулке вас ждет еще одна стычка, на этот раз с двумя воришками.
Прокрадитесь мимо площади с бочками и идите к двери, рядом с которой стоит мужик, можете его не тревожить, он здесь в качестве декорации.

2-3.
Поговорите с воровским вожаком на троне с ковровой дорожкой, потом стащите кошелек у болвана, что находится недалеко от собаки. Снова поговорите с лидером, отдайте ему кошелек. Теперь стащите кошелек у другого лоха, который прогуливается по дворику, отдайте и его. Следуйте за сползшим с трона вором в проулок, затем в дверь, рядом с которой он остановился.

2-4.
Возьмите ключ со стола, откройте им дверь, вернее вскройте. Весь взлом осуществляется при помощи правильного нажатия стрелочек: в итоге вы должны открыть все появившиеся на экране замки. Заберите из сундука "шипы" - их можно бросать под ноги своим преследователям. Потом вскройте и соседнюю дверь. Теперь бросьте шипы под ноги мужичку, который ходит вокруг стола (не наступите потом на них сами). Вот и все, вы приняты в гильдию воров, открывайте дверь на улицу.

2-5.
Возьмите монеты со стола во дворе, прибейте почему-то возмутившихся этой банальной наглостью воришек. Потом отдайте деньги здоровяку у двери, ему этого покажется мало, нужно где-то раздобыть еще золотишка. Вскройте сундук за троном, возьмите деньги, рядом на столе можно прихватить и мясо. Подождите, пока один из горожан отойдет от стены, и стяните его кошелек. Теперь за 30 монет вас пропустят куда надобно.

2-6.
Перед вами целый отряд стражи, обойдите его и бегите по улице. По пути можно поговорить с двумя горожанами. Поколотите напавшего на вас разбойника, и обворуйте прохожего. Вернитесь к тому, кто просил денег. За вознаграждение он скажет, что вам нужно искать дверь с крестом над ней. Эта дверь находится недалеко от двух беседующих горожан; чтобы войти, покажите медальон.

2-7.
Какая досада, приползет стража и арестует впустившего вас внутрь служителя ордена. А ведь награда за доставленный медальон была так близка... На улицу теперь выход закрыт, открывайте другую дверь, возьмите мясо со стола. Вскройте ключом-отмычкой соседнюю дверь, отодвиньте кровать в сторону. Поднимите люк и возьмите статую лошади. Вернитесь в комнату с камином и используйте лошадь на подставке у камина - откроется секретная дверь. Лучше сразу достаньте лампу и не наступайте на камни, тогда не будете терять здоровье, плутая по темной пещере. В конце будет дверь, вскройте ее. Потом отодвиньте ящик в сторону и вскройте следующую дверь. Найдете записки Оливера, касающиеся сокровищ.
В этом подвале можно двигать три ящика, один из них стоит на люке, под которым лежит золото. Чтобы его сдвинуть, надо дотолкать к этому люку другой ящик, потом освободить место и открыть крышку люка. Теперь посмотрите на маленькое окошко, поставьте перед ним высокие ящики, а потом придвиньте мелкий. Запрыгните по ним наверх и лезьте в лаз.

2-8.
Вас снова сцапали, видимо, это судьба. Да, оружия у вас больше нет, как и лезвия для срезания кошельков. Отодвиньте бочки и лезьте в дыру в стене, окажетесь в винном погребе. Прокрадитесь мимо спящего и подождите, когда придут за вином, тогда быстро шмыгните в открытую дверь. В столовой крадитесь мимо столов и за деревянную загородку. Откройте люк и заберите все свои причиндалы, придет стража и пойдет в ваш подвал. Поубивайте всех, если начнут приставать, и выходите в дверь.

3-1.
Очередная встреча с надутым воровским вожаком, получаем дежурный удар дубинкой по голове и снова оказываемся в сыром подвале безо всего. Прокрадитесь или убейте двух охранников, выходите к лестнице и в дверь.

3-2.
Знакомый дворик. Прокрадитесь к Кохеру и заберите со стола свои вещи. У вас как всегда есть два пути: либо на корточках и бочком-бочком, тихой сапой, либо же в полный рост и всем по зубам. В этом дворе соберите три бочки с вином, в одном из закутков есть мясо (осторожно, камни!). После отдайте эти три бочки толстяку у двери, он отойдет и провалится в глубокий и здоровый сон.

3-3.
О, вот и меч, совсем другое дело. Интересно, и как это он помещается в такую маленькую сумочку на поясе, не иначе складной подсунули. Да, еще у вас есть воровская дубинка, которой можно сшибать с ног, подкрадываясь к людям незаметно со спины. Как раз представилась возможность поэкспериментировать на стражнике спереди. Только помните, что против солдат в шлеме это может и не сработать. Потом бегите дальше по улице, еще стражник, мимо двух охранников налево. Повоюйте с тремя ворами и возьмите хлеб в конце. Вернитесь к перекрестку с двумя солдатами, теперь они разошлись. Вырубите одного со спины и крадитесь дальше по улице. Покажется патруль - шмыгните в переулок, подберите камни. Теперь отвлекайте солдат и крадитесь мимо них, топайте в ту сторону, откуда прибыл патруль. У ворот, которые охраняет солдат, сверните направо, потолкайте ящик к лесам и прыгайте на них, заберетесь в маленькое окошко прямо над стражником.

3-4.
Библиотека с монахами. Прокрадитесь до двери слева, вскройте ее отмычкой. Возьмите лампу и, не наступая на осколки, доберитесь до следующей двери, вскройте и ее. Окажетесь в комнате с тремя солдатами. Прошмыгните мимо них в дверь, в следующей комнате обманите или прибейте еще парочку, открывайте дверь и к лестнице. Вырубите очередного солдата, в камере возьмите хлеб. Вам нужно обойти еще парочку, чтобы попасть в пыточную, вырубить там еще одного разгильдяя и поговорить с умирающим тамплиером. Вы спасете Оливье, правда, ненадолго. Умирая, он попросит доставить медальон в аббатство ордена.

4-1.
В монастыре подойдите к монаху, потом следуйте за ним до двери. Вас встретит брат Анселм. Идите по лестнице и посмотрите сверху на двух монахов у решетки, потом спуститесь вниз, зайдите в это помещение и послушайте, о чем они говорят. Выходите, зайдите в комнату с камином, поговорите с монахом. Вам покажут, как открылась новая дверь. Ступайте туда, вскройте отмычкой дверь справа и подберите листок у кровати. Два монаха, за которыми вы вначале следили, отойдут от решетки, у которой болтали - пойдите туда и взломайте замок. Посмотрите сценку, где Мэтью чудом избежит смерти благодаря одному из братьев. Окажетесь в комнате, выходите снова во двор. Идите в комнату, где переписывают книги, и поговорите с Арминиусом. Теперь топайте к той решетке, где на вас свалился камень.

4-2.
Зажгите все факелы, посмотрите на алтарь, на котором есть крест, книга и чаша. Вернитесь обратно во дворик.

4-3.
Поговорите с монахом у лестницы, болтает про зерно. Идите в комнату с камином, поговорите с монахом, возьмите хлеб со стола. Снова поговорите с Арминиусом, вы расскажете ему про алтарь в секретном туннеле, а он даст листок, на котором написано про ритуал с четырьмя камнями: огня, воды, ветра и земли. Вам как раз и надо их найти.
Побегайте по двору и поспрашивайте всех про камни, вернитесь к Арминиусу, он скажет, что один камень у него. Возьмите его (air stone) со стола у входа. Из бассейна во дворе возьмите второй камень (water stone). Над камином возьмите (fire stone). Только так вы его не увидите, камера не покажет, надо посмотреть с видом "из глаз", а потом запрыгнуть на бочку. Снова идите к алтарю в подземелье.

4-4.
Возьмите четвертый камень у сломанной колонны. Расположите все четыре камня, как нарисовано в книге, камень "земли" положите на плиту. Алтарь отъедет, обнаружив под собой проход, спускайтесь в него.

4-5.
Достаньте лампу и идите по проходу, где надо прыгайте через ямы. Скоро придете в большую пещеру с дверью в конце. У двери зажгите парочку факелов и откройте ее.

4-6.
Идите по деревянному мосту прямо, зажгите факел и откройте дверь. Придете в пещеру со статуей и звездой в центре на полу. Вставьте медальон в статую и выходите.

4-7.
Поговорите с Арминиусом, потом отодвиньте в сторону ящик и лезьте в пролом в стене. В этой комнате тоже есть звезда и статуя демона. Вставьте медальон в статую... Вы обнаружите новую книгу, и монах попросит вас встретиться в Париже с Бланш, дочерью Пьера д"Амонта. А тем временем на город надвигается чума.

5-1.
Идите по улице, избегая стражников, мимо спиленного дерева. У развилки налево, поговорите с человеком у стены, он попросит денег. Обворуйте вельможу в розовой рубашке и отдайте просящему 30 монет. Бегите обратно к дереву и под арку. Поговорите с женщиной, потом с представительницей древнейшей профессии у двери с вывеской "голова кошки". Украдите кошель у проходящего мимо богатея и отдайте дамочке 50 монет. Вернитесь к дереву, поговорите с мужичком у двери, потом ступайте к тому месту, где вы ограбили первого толстосума, направо и в дверь.

5-2.
У развилки налево, встретитесь с бандитами. Вы можете им заплатить или продемонстрировать свое мастерство владения холодным оружием. Справа отодвиньте ящик от стены и лезьте в маленькое окошко. Дальше есть два пути, один приведет к улице, где будут стоять три стража. Можно легко разобраться с ними с помощью шипов - сперва рассыпать, потом свистнуть и смыться, все пойдут смотреть, наступят (если вы правильно разбросали) и попадают замертво. У бочек подберите монеты. Ну, а второй выведет к дому, вокруг которого собрался патруль, он вас заметит - зато вы стали счастливым обладателем арбалета. Можете особо не напрягаться - переключитесь на вид из глаз и спокойно расстреляйте всех любопытствующих. Откройте дверь в горящем доме, в которую ломилась охрана. К вам выйдет Берандже и отдаст свою противочумную маску.

5-3.
Идите направо, наденьте маску (помните, что у вас ограниченный запас лекарства) и подойдите через зеленый туман к решетке, снимите маску. Вскройте решетку и дальше по улице подберите хлеб. Вернитесь к перекрестку, снова оденьте маску. Отодвиньте ящик от стены и лезьте в лаз внизу. Первого стражника в проулке можно вырубить ударом дубинки по голове. Дальше будут стоять сразу три, просочитесь мимо них направо. Прибейте или обойдите того, кто смотрит на сундук, вскройте сундук и заберите стрелы для лука. Идите дальше по улице, мимо пары стражников, потом будет еще парочка, в дверь слева. Вы должны успеть ее вскрыть быстрее, чем вернется охранник, или же можете сперва разобраться с ним, а потом спокойно заниматься взломом.

5-4.
Охранника в комнате можно обмануть свистом, камнями, ну или просто как обычно прибить. Возьмите хлеб со стола и откройте дверь. Во второй комнате повторите упражнение. У колодца еще один охранник, в следующей комнате будет сестра. Как выйдите в следующую дверь сразу налево, это прачечная. Не пугайте сестру, возьмите одежду с полки и переоденьтесь. Мда, вылитая монахиня (теперь охрана уже не придерется), только походка получилась какая-то кривобокая. :) Идите на кухню, возьмите мясо и поднос. Потом в следующую дверь, подойдите к стражникам. Смотрите сценку, где Мэтью встретит девушку, и они вдвоем смоются от инквизитора.

6-1.
Наденьте маску, проберитесь к двери. Вскройте ее, забавно - все замки одной стрелкой вскрываются. На площади идите направо, за дверью возьмите мясо. Приготовьтесь сражаться с заболевшими жителями, которые передвигаются в стиле зомби. Они медлительные и неповоротливые, так что много хлопот не доставят. Бегите налево и за дверью возьмите топор - последнее оружие в игре. Теперь вернитесь обратно и топайте в другую сторону, не забывая надевать маску в особо задымленных участках. Сломайте топором деревянный забор. Вскройте отмычкой дверь.

6-2.
Вскройте дверь, пройдите в соседнюю комнату, вы увидите труп на кресле. Оттащите кресло в сторону и откройте люк в полу, спускайтесь вниз. Вскройте ящик, и вы получите секретные документы. Дальше смотрите "кино" про встречу двух влюбленных голубков. К сожалению, обо всем, что между ними потом происходило, остается только догадываться по отбрасываемым на стены теням. Наутро дама оставит записку, в которой объяснит причины своего неожиданного ухода... Вот так всегда, а счастье казалось так возможно, и вот так возможно, и еще эдак возможно, и...

6-3.
Возьмите мясо с бочки, избегайте двух охранников. Сломайте топором забор и в нише возьмите банку. Теперь вам предстоит сразиться с бандой головорезов, обижающих калеку. Забавно, если их сперва перестрелять из лука, то вы все равно увидите потом ролик с их участием. В общем, хотите - стреляйте или берегите стрелы и просто мочите. Поговорите с калекой, сломайте топором забор слева. Появится новый противник: выглядит как куклуксклановец (простыня и колпак с прорезями для глаз), только не в белом, а в сером и с крюками вместо ладоней. Завалите его, дальше по улице еще кучку зомби. В конце попробуйте вскрыть дверь, появится еще один здоровяк в колпаке.

6-4.
Знакомые воровские трущобы. Сперва разберитесь с зомбиками, потом налево к двери. Заломайте наглого толстяка с топором и открывайте дверь, чтобы покинуть Париж.

7-1.
Монах отдаст вам письмо от друга и расскажет, что тот отошел в мир иной. Идите в келью Арминиуса и возьмите его записку, теперь спускайтесь в подземелье. Это та решетка, у которой вас несколько глав тому назад чуть не угробили.

7-2.
Идите к алтарю и спускайтесь вниз по лестнице.

7-3.
По туннелю, слева сломайте деревянный забор...

7-5.
Идите до конца, перепрыгивая ямки и обходя камнепады, покуда не обнаружите статую. Сломайте деревянный забор и используйте медальон на другой статуе. Вернитесь к началу уровня.

7-3.
Продолжайте идти куда шли, до того как сломали доски. Завалите трех рыцарей в пещере. Как придете к развилке, налево. Вас ожидают три рыцаря с мечами, которые с криками "don"t let him pass!" дружно кинутся вас встречать.

7-4
Придете к развилке, налево. Трое в плащах с капюшонами добывают руду, не забудьте прихватить мясо со стола. В соседней пещере на вас накинутся еще трое. Откройте дверь в конце.

7-6.
На полу плиты со знаками их нужно нажать в правильном порядке. Конечно, перед этим вы должны победить трех тамплиеров. Допустим, вы пришли с юга, тогда нажмите плиты строго: юг-запад-восток. Запустится ролик, в котором Мэтью побегает от четырех рыцарей, встретится с грандмастером и окажется перед входом в лабиринт.

7-7.
Здесь нет противников, впрочем, не спешите радоваться. Вас поджидают иные опасности, которые могут оказаться куда хуже. Вскройте первую дверь, в следующей комнате ползите на корточках, или вас прошьют стрелы. За другой дверью достаньте фонарь и не наступайте на колышки в полу. Также старайтесь долго не стоять на серых плитах, они осыпаются. В конце откройте дверь.

7-8.
У развилки поверните налево (справа тупик), стараясь как можно быстрее убирать ноги с шипов, и прыгайте через ямки. У стены можете прихватить мясо, потом мимо черепов и в дверь в конце.

7-9.
Здесь лабиринт будет немного посложнее, но с нескольких попыток вы вполне осилите и его. Когда подойдете к самой последней двери (даже не верится...) смотрите финальный ролик. Мои поздравления! Вы, наконец, добрались до сокровищ ордена тамплиеров, правда, что вы теперь будете с ними делать?

С символикой тамплиеров не просто разобраться: уходящая в раннехристианские века историческая нить призрачна, и мало источников, проливающих свет на зарождение как самого сообщества, так и отличительных знаков в иерархии Ордена. Издавна истории об ордене тесно пересекаются с историей грааля . Об этом и других символах читайте далее.

Символами власти должностных лиц ордена являлись кошель , из которого раздавалась милостыня, и булла (печать ). На сегодняшний день известно около двадцати видов орденских печатей. На одной из них – магистрской печати изображены два рыцаря, скачущие на одном коне с копьями наперевес. Интерпретировать данный сюжет можно с разных точек зрения.

По одной версии изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади представляло их клятву бедности . Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь. Хотя, для первоначального ордена состоявшего из девяти человек – это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат. И это богатство было столь большим, что тамплиеры предоставляли ссуды монархам и в последствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.

Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма , которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году.

По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне – это не символ клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта , который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображение Христа .

Девиз тамплиеров звучал благородно: “Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam” - “Не нам, Господи, не нам, но все во славу имени Твоего”.

Пятиконечная звезда (пентаграмма)

Пентаграмма – правильная геометрическая фигура, обладающая пятилучевой симметрией, которая в природе встречается только в живых организмах. Это простейшая форма звезды, которую можно изобразить одним росчерком пера, ни разу не оторвав его от бумаги и при этом ни разу не пройдя дважды по одной линии. Символ известен большинству народов планеты. Имеется предположение, что первыми о нём стали говорить пифагорейцы . Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Воды , Воздуха , Огня, Земли и Эфира ) и избрали пентакль тайным символом принадлежности к своему обществу. Но известны также гораздо более ранние упоминания примитивных пентаграмм, которые датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука .

Перевёрнутая пентаграмма в начале истории христианства трактовалась как символ Преображения, Христа. Известно, что она стоит на печати римского императора Константина, по сути сделавшего христианство государственной религией.

Первое упоминание пентаграммы в качестве символа зла относится к печально знаменитому тамплиерскому процессу . В документах допросов она упоминается рыцарями как символ, висевший на нее идола по имени Бафомет . Согласно этим документам, Бафомет – золотой. с рубиновыми глазами идол не то демона, не то самого Сатаны , которому впавшие в ересь тамплиеры поклонялись во время “чёрных месс” .

В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви .

Однако тот “символ бафомета” (перевёрнутая пентаграмма с вписанной в неё мордой козла), который большинство людей считает знаком Сатаны, была предложена и распространена Антоном Лавеем в 1966 году.

В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа : от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах. Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы ».

“Пять” в мистицизме катаров и тамплиеров – знак распыления, диффузии материи.

Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения – мода на мистику в Средние века была общераспространённой.

Пчела

Это символ возрождения, бессмертия, порядка, чистоты души, трудолюбия. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Предполагается, что пчёлы партеногеничны, поэтому ассоциируются с девственностью и целомудрием. Это символ прилежания, стремления к порядку. Недаром христиане часто сравнивают себя пчёлами, а храм – с ульем. Сущность их небесная, а мёд – приношение. Выгравированная на гробнице пчела символизирует бессмертие. Летающая в воздухе – душу, вступающую в Царство Небесное.

Роза

Пожалуй, самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, она росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность. Белая роза – символ невинности , чистоты , целомудрия .

Роза также символ тайны и молчания . В древности роза рисовалась и изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что всё, сказанное sub rosa (“под розой”), является конфиденциальным.

Помимо отождествления с радостью и любовью символ розы был связан с похоронами и смертью в Греции, Риме, Китае, позже в ряде германоязычных стран. Нередко её превращали в цветок загробного царства . С другой стороны, роза на могилах мучеников отсылает к идее воскресения .

Роза символизирует число 5 , эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются “Розарий”. “Розарий” соотносится с размышлением о трёх “пятерицах” – пяти “радостных”, пяти “скорбных” и пяти “славных” таинствах жизни Девы Марии , которая и сама почитается как Роза или имеет розу своим атрибутом. В католицизме роза является также атрибутом Христа , Святого Георгия , многих святых, часто символизируя церковь вообще. Роза на кресте – смерть Христа. Шип розы – страдание, смерть, христианский символ греха. Роза без шипов – неблагодарность. венок из роз – небесная радость, награда за добродетель. Также символизирует божественную гармонию мироздания.

Своё мистическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью. шипы – с печалью, сам цветок – со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале “Божественной комедии” Данте .

С XII века Роза вводится в геральдику , став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи XVII века (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты.

Помимо всего прочего, роза стала символом целой войны – Алой и Белой розы . Название «война Роз» не использовалось в течение войны. Розы были отличительными знаками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно.

Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была изобретена по контрасту с эмблемой врага. Термин вошёл в использование в XIX веке, после публикации повести «Анна Гейерштейнская» сэром Вальтером Скоттом, который выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают розы различного цвета в Церкви Темпла.

Хотя розы иногда использовались как символы в течение войны, большинство участников использовали символы, связанные с их феодальными лордами или защитниками. Например, силы Генриха в Босворте боролись под знаменем красного дракона, в то время как армия Йорков использовала личный символ Ричарда III - белого вепря. Свидетельство важности символов роз повысилось, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Крест

Само название “крест ” происходит от общеиндоевропейского корня cru со значением “искривлённый “. Этот корень также прослеживается в русских словах круг, кривой , в латинском – crux – крест. С древних времён индоевропейцы пользовались этим символом, и означал он жизнь , небо и вечность . Равноконечный крест по мнению многих учёных отражает принцип объединения и взаимодействия двух противоположных начал – женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

Лапчатый крест - прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами). Как таковой строгой формы креста не существовало. Кресты часто изображали на щитах и знамёнах, а также на окрашенных в чёрно-белые цвета шлемах, однако не приходится говорить о какой-либо каноничности.

Цветами знамени тамплиеров были чёрный и белый . Как именно выглядело знамя, точно неизвестно, хотя существует несколько версий:

  • две горизонтальные полосы - чёрная сверху и белая снизу. Позже подобная расцветка использовалась на знамени Прусского королевства;
  • несколько чёрно-белых полос, чередующихся между собой;
  • чёрно-белая клетка, наподобие шахматной доски (полы в ложах направлений современного франкмасонства, считающих себя наследниками тамплиеров, выложены подобным образом).

Красный крест продолжал служить общим символом всех рыцарей, готовых пролить свою кровь ради освобождения Святой земли, а тамплиеры служили как бы образцом и символом всех крестоносцев. Поэтому их одеяния, щиты и флажки на пиках украшали красные кресты. Впрочем, сохранились изображения храмовников со щитами чёрно-белой расцветки и не только.

Считается, что равносторонний крес т с расширенными концами пришел в тамплиерскую символику из кельтского эпоса и является символом открытия мира Вселенной. Он обозначает сакральное число четыре : четыре стороны света, четыре апостола, четыре времени года и так далее. Второе название кельтского креста – крест пате . Считается, что этот крест тамплиеров был первым символом Ордена.

Символика Грааля

Меч Грааля

Гнев Божий на колдунов, чародеев, змеев и прочую нечисть, с которой ведут борьбу рыцари Грааля .

Замок Грааля

Замок Грааля назывался “Корбенуа” - “Рог изобилия” – символ Брачного Чертога означающий преизобильную благодать будущего века. Первые хранители Грааля построили замок на высокой горе, а в нём трапезную. Неподалёку стоял дивный колокол, который издавал звук божественных вибраций и звонил сам, когда кого-то невинно обижали. Согласно преданию, рыцари Грааля всегда появлялись там, где творила несправедливость, гонения, клевета.

Копьё Грааля

Символ, означающий кадуцей в руках Премудрости. От удара копья пробивается сердце и изливается кровь. Копьё даёт искупительную силу и наивысшее помазание на земле – агнца, умирающего от любви.

Герб Святого Грааля

В лазоревых, зелёно-синих тонах – знак соединения земли и неба .

Белый лев

Был исключительно распространен в тайных учениях тамплиеров и других рыцарских орденов средневековья. Это символ царского, девственного великодушия. Белый лев – символ небесной власти, данной воину Христову. Белый цвет – знак преображенного нового человечества, в котором действует Христово начало.

Белый голубь

Белый голубь с трепещущими крыльями – знак Святого Духа.

Белая голубица держит в лапах золотую кадильницу, исполненную ароматами всех земных и небесных благоуханий. Когда белая голубица впереди шествия Грааля парит и курит золотой кадильницей, все кругом исполняется благоуханий райского сада.

Каждение есть символ небесной молитвы. Голубица летит впереди шествия, что означает предвосхищенную молитву о Граале .

Белая лебедь

Белая лебедь – символ вечного детства. Она ведёт золотую ладью – церковь пренебесных добродетелей мессианистической династии.

Лоэнгрин приплыл из Грааля на золотой ладье. Есть тайна выплывания из Царствия в этот мир.

В лебедь является символом второй стадии алхимического процесса - albedo (белое делание). Это стадия очищения: душа освобождается от шлака презренной материи и предстает во всей своей чистоте.

Белый орёл

Важный символ противопоставлявшийся всевозможным монархическим двуглавым орлам.

Белый орел – знак мессианистической божественной монархии или истинной теократии. Знак того, что к власти в стране пришел не король, благословленный батюшкой (так называемый царь-батюшка), а король, в котором Кровь Христа. Левое крыло белого орла крест . Белый крест белого орла восхищает на небеса. Помазанники знают, что единственный способ восхититься на небо – взять крест на земле. Правое крыло – девство как условие взятия креста. Крылья взаимодействуют одно с другим, воспаряя к небесам. Белый орел – могущество Грааля , сила девства.

Кость перламутровая

Мистическое понятие граалеады. По преданию, первый человек был сотворен из кости Грааля . В духовном смысле – Грааль духовная сфера божественных тайн, которая может овеществляться и олицетворяться разнообразно – от блюда до человека-хранителя Грааля – отсюда, Лоно, Чаша, где возможна встреча и сочетание Бога и человека, образ перламутровой раковины и др.

В целом, мир тамплиеров по сей день окутан мраком. Что из преданий вымысел, что правда, говорить трудно. Но неоспоримым остаётся тот факт, что орден пыцарей Храма Соломона сыграл важную роль в становлении и средневекового, и современного общества.

Больше интересного


Как и у госпитальеров, резиденция храмовников была поначалу в самом Иерусалиме. Король Балдуин II отвел им место в ограде храма царя Соломона, откуда и пошло название ордена. Официально он назывался так - "Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона. По-французски храм «tample» - поэтому и привилось по всей Европе слово «тамплиер», обозначающее - храмовник, рыцарь ордена Храма.

Рыцари Храма выбрали своей покровительницей Кроткую Матерь Божию. Вступая в орден, они клялись «посвятить свои мечи, руки, силу и жизнь на защиту таинств христианской веры, оказывать полное повиновение Великому магистру, подвергаться опасностям моря и войны, когда будет приказано, из любви к Христу, и даже не отступать при встрече одного с тремя неверными врагами».

Подобно госпитальерам, рыцари-храмовники давали обет послушания, целомудрия и бедности. Исторический факт: Хуго де Пейн, провозглашенный Великим магистром ордена Храма, и другой рыцарь по имени Готфрид Сент-Омер имели поначалу одну боевую лошадь на двоих. По этой причине и как символ бедности на гербе ордена изображались два рыцаря, едущих на одной лошади.

Носили храмовники простой белый плащ с красным крестом на груди. Знамя ордена было полосатое, белое с черным, и поэтому называлось Босеан - на старофранцузском языке это слово означает пегую лошадь; на знамени были крест и надпись-девиз: «Не нам, не нам, а имени Твоему».

Орден Храма быстро стал мощной, хорошо организованной и дисциплинированной военной организацией. В ее основе лежал принцип - «Каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему». Подчинялись рыцари Храма лишь своему Великому магистру и папе римскому.

Слава о новом рыцарском ордене, члены которого воевали с неверными, охраняли паломников и торговые караваны, искусно лечили раны, быстро разнеслась по всей Европе. Орден, исповедующий бедность, быстро стал богатеть. Каждый вступающий в него безвозмездно приносил в дар братству свое состояние. Ордену дарили земли французские и английские короли; уже к 1130 году у тамплиеров были владения во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии. Еще десять лет спустя к этому добавились владения в Италии, Австрии, Германии, Венгрии.

В XII веке вместе с обширными землями, замками, крепостями тамплиеры владели верфями, портами, имели собственный мощный флот, вели торговые операции. Великие магистры, случалось, ссужали деньгами самих королей; и все больше и больше храмовники забывали о том, что устав предполагает бедность и отказ ото всех земных радостей, запрещает любые светские удовольствия и даже смех, пение.

Вошло, увы, в обиход сравнение - «пить, как тамплиер». В боях с «неверными» рыцари Храма проявляли вероломство, особенную жестокость, вызывая ненависть мусульман. Не случайно, разгромив в 1187 году войско короля иерусалимского, Салах ад-Дин весьма милостиво обошелся со всеми пленными христианскими рыцарями, за исключением тамплиеров...

Впрочем, и после этого поражения, потрясшего Иерусалимское королевство, орден Храма еще долго владел крупными поместьями в Святой земле и продолжал увеличивать свои богатства и славу - и добрую, и зловещую.

Тамплиеры получали от папы римского, видевшего в ордене свою главную опору, все новые привилегии - освобождение от церковных налогов, полную независимость от местных светских и церковных властей, подсудность исключительно папской курии. Храмовники воевали с мусульманами в Святой земле, а в Европе учреждали одно командорство за другим. Они вмешивались в дела государств, выступали в роли третейских судей, разрешая конфликты между монархами, были, между прочим, первыми, кто ввел в обиход бухгалтерские документы и чеки, а вдобавок поощряли развитие наук. Многое, очень многое еще предстояло совершить ордену, в том числе и оставить загадки, на которые по сей день нет ответа.

Состояло из двух цветов (белого и черного), на этом фоне размещался крест и девиз («Не нам, не нам, а имени Твоему»).
Знамя было разделено по горизонтали на две части - верхнюю черную и нижнюю белую. Иногда с красным крестом, расположенном на белом поле.
Значение цветов знамени до сих пор неясно.
Означало ли оно победу сил добра над злом?
А может, обозначало два класса внутри Ордена - рыцарей в белых мантиях и сержантов в черных плащах?
Есть также версия, что черная часть знамени обозначала мирскую, греховную жизнь, которую тамплиеры оставляли при вступлении в Орден, а белая часть символизировала чистоту их нынешней жизни, посвященной сражениям за веру.
Слово baussant означает «окрашенный в два цвета», в данном случае - черный и белый. Отсюда само знамя рыцари стали называть le baussant .
Жак де Витри, который был одним из друзей Дома и собирал сведения непосредственно у тамплиеров , рассказывает, что они носят «бело-черное знамя, которое называют «le Beaucent», показывая, что открыты и доброжелательны по отношению к своим друзьям, черны и грозны для врагов.
«Львы на войне, агнцы во время мира.»»
Изображения знамени у различных хронистов различаются в вопросе, какая именно часть была белой, а какая - черной.
Матвей Парижский, хронист аббатства Сент-Олбанс, изображает знамя с верхней частью черной и с нижней частью белой. Причем их соотношения у него менялись.

> В Historia Anglorum он изображает знамя Ордена поделенным на две части: верхняя треть - черная, две нижних трети - белые.
В то же время он в другом своем труде, Chronica majora , приводит изображения знамени как с равными полями, так и с неравными (как в Historia Anglorum ).
Церковь Сан-Бевиньяте в Перудже (Умбрия) была построена между 1256 и 1262 гг. под руководством папского казначея, брата Ордена Бонвичино.
Сан-Бевиньяте было одним из центров Ордена в Перудже (с 80-хх годов XIII века - единственным).
Внутри, на западной стене сохранились остатки большой фрески, на которой изображена битва между крестоносцами и мусульманами. На ней можно различить знамена и щиты братьев Ордена, поделенные на равные половины - верхнюю белую (с нанесенным лапчатым крестом) и нижнюю черную.
Возможно, знамя, изображенное на фресках церкви Сан-Бевиньяте, являлось штандартом магистра , тогда как Матвей Парижский рисовал знамя, которое нес маршал (статья №164 Устава Ордена) и другие иерархи на поле боя.
Согласно тому же Уставу право носить знамя, как в военное, так и в мирное время, имели: сенешаль (статья №99), командор Иерусалима (статья №121), командоры областей Антиохии и Триполи (статья №125), командор рыцарей при туркопольере (статья №170), командор рыцарей при маршале (статья №165) и т.д.
Очевидно, что знамя Ордена не было уникально (как, например, Орифламма французских королей).
В любом случае, орденский штандарт играл очень важную роль на поле боя (помимо «классической» роли, естественно): он показывал центр орденского центра, а также место, к которому должны были стремиться братья для перегруппировки и новой атаки.
Его функция была настолько важна, что существовал дубликат знамени, которое несли свернутым, на тот случай, если первое падет.
А маршал перед атакой назначал 10 рыцарей, единственной задачей которых была охрана знамени.
В случае, если же брат бросил знамя и бежал с поля боя, это считалось очень серьезным проступком, за который этого брата могли изгнать из Ордена (статья №232 Устава Ордена).
Если же брат в битве наклонит знамя, капитул мог лишить его плаща (статья №241).
27 апреля 1147 года папа римский Евгений III, присутствовал на Генеральном Капитуле ордена Храма в их новом доме в Париже. В присутствии короля Франции Людовика VII Капета, архиепископа Реймса, ста тридцати рыцарей ордена Храма и Великого магистра Эврара де Бар, папа даровал тамплиерам право носить на левой стороне плаща, под сердцем, изображение алого креста «с тем, чтобы сей победоносный знак служил им щитом, и дабы никогда не повернули они назад пред каким-нибудь неверным».
В средневековье, самым основным способом показать подлинность документа было поставить на него печать. Эти печати были изображениями вырезанными на дереве, бронзе или на благородных металлах и отпечатывались на воске или сургуче.
В то время, когда даже неграмотные люди нуждались в том, чтобы проводить деловые сделки, печати давали возможность заверять документы и символически объясняли личность владельца печати.
Как известно, на традиционной печати тамплиеров изображены два рыцаря едущие на одном коне - это печать магистра Бертрана де Бланшфорта, принятая в 1168 году.
Описывая печать ордена обычно используют символизм, наиболее сильно в символизме печати проявил себя выдающийся физиолог и оккультист Карл Джунг:
«Изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади, как считают, представляло их клятву бедности. Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь.
Хотя, для первоначального ордена, состоявшего из девяти человек - это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора, в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат.

И это богатство было столь большим, что предоставляли ссуды монархам и впоследствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.
Уже на Совете в Труа, когда орден получил Латинский устав, в уставе было сказано, что рыцарь должен иметь три лошади».
Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма, которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году. (Для получения более полной информации читайте книгу Легмана и Ли «История тамплиеров» Rendom de Brie) .
По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне - это не сивол клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта, который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображенние Христа.
Как сказано в Евангелии, где Иисус Христос говорит:
«Везде, где во имя Меня собираются двое или большее, есть я, посреди них».
На измененной печати был изображен Храм Соломона или нечто похожее на него.
На самом деле - это изображение Скального купола, потому что Храм, как он изображен на печати, даже близко не похож на Храм Соломона как он описан в Книге Ветхого Завета.
Известно порядка двадцати образцов печатей ордена Храма .
Известны также печати с крестом и Агнцем, использовавшиеся магистрами в Англии; эти типы печати повторяются, различаясь в деталях.
Остальные сохранившиеся экземпляры, судя по всему, принадлежат исключительно командорам ордена.