Бизнес

Великолепный маляр читать. Сказка приключения тома сойера читать текст онлайн, скачать бесплатно

Глава вторая

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ МАЛЯР

Наступила суббота. Летняя природа сияла - свежая, кипящая жизнью. В каждом сердце звенела песня, а если сердце было молодое, песня изливалась из уст. Радость была на каждом лице, каждый шагал упруго и бодро. Белые акации стояли в цвету и наполняли воздух ароматом. Кардифская гора, возвышавшаяся над городом, покрылась зеленью. Издали она казалась Обетованной землей - чудесной, безмятежной, заманчивой.
Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновенье улетела у него из души, и там - воцарилась тоска. Тридцать ярдов1 деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношею. Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по верхней доске, потом проделал то же самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора! В отчаянии он опустился на землю под деревом. Из ворот выбежал вприпрыжку Джим. В руке у него было жестяное ведро.
Он напевал песенку “Девушки Буффало”. Ходить за водой к городскому насосу Том всегда считал неприятным занятием, но сейчас он взглянул на это дело иначе. От вспомнил, что у насоса всегда собирается много народу: белые, мулаты2, чернокожие; мальчишки и девчонки в ожидании своей очереди сидят, отдыхают, ведут меновую торговлю игрушками, ссорятся, дерутся, балуются. Он вспомнил также, что хотя до насоса было

1 Я р д - английская мера длины, равна 0,91 метра; в футе 0,3 метра.
2 М у л а т ы - потомки от смешанных браков белых и негров.

не более полутораста шагов, Джим никогда не возвращался домой раньше чем через час, да и то почти всегда приходилось бегать за ним.
- Слушай-ка, Джим, - сказал Том, - хочешь, побели тут немножко, а за водою сбегаю я. Джим покачал головой и сказал:
- Не могу, масса1 Том! Старая хозяйка велела, чтобы я шел прямо к насосу и ни с кем не останавливался по пути. Она говорит: “Я уж знаю, говорит, что масса Том будет звать тебя белить забор, так ты его не слушай,
а иди своей дорогой”. Она говорит: “Я сама, говорит, пойду смотреть, как он будет белить”.
- А ты ее не слушай! Мало ли что она говорит, Джим! Давай сюда ведро, я мигом сбегаю. Она и не узнает.
- Ой, боюсь, масса Том, боюсь старой миссис! Она мне голову оторвет, ей-богу, оторвет!
- Она! Да она пальцем никого не тронет, разве что стукнет наперстком по голове - вот и все! Кто же на это обращает внимание? Говорит она, правда, очень злые слова, ну, да ведь от слов не больно, если только она при этом не плачет. Джим, я дам тебе шарик. Я дам тебе мой белый алебастровый шарик.
Джим начал колебаться.
- Белый шарик, Джим, отличный белый шарик!
- Так-то оно так, вещь отличная! А только все-таки, масса Том, я крепко боюсь старой миссис.
- И к тому же, если ты захочешь, я покажу тебе мой волдырь на ноге.
Джим был всего только человек и не мог не поддаться такому соблазну. Он поставил ведро на землю, взял алебастровый шарик и, пылая любопытством, смотрел, как Том разбинтовывает палец ноги, но через минуту уже мчался по улице с ведром в руке и мучительной болью в затылке, между тем как Том принялся деятельно мазать забор, а тетушка покидала поле битвы с туфлей в руке и торжеством во взоре.
Но энергии хватило у Тома ненадолго. Он вспомнил, как весело собирался провести этот день, и на сердце у него стало еще тяжелее. Скоро другие мальчики, свободные от всяких трудов, выбегут на улицу гулять и резвиться. У них, конечно, затеяны разные веселые игры, и все они будут издеваться над ним за то, что ему приходится так тяжко работать. Самая мысль об этом жгла его, как огонь. Он вынул из карманов свои сокровища и стал рассматривать их: обломки игрушек, шарики и тому подобная рухлядь; всей этой дребедени, пожалуй, достаточно, чтобы оплатить три–четыре минуты чужого труда, но, конечно, за нее не купишь и получаса свободы! Он снова убрал свое жалкое имущество в карман и отказался от мысли о подкупе. Никто из мальчишек не станет работать за такую нищенскую плату. И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение, не меньше - блестящая, гениальная мысль.
Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался Бен Роджерс, тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего. Бен не шел, а прыгал, скакал и приплясывал - верный знак, что на душе у него легко и что он многого ждет от предстоящего дня. Он грыз яблоко и время от времени издавал протяжный мелодический свист, за которым следовали звуки на самых низких нотах: “дин-дон-дон, дин-дон- дон”, так как Бен изображал пароход. Подойдя ближе, он убавил скорость, стал посреди улицы и принялся, не торопясь, заворачивать, осторожно, с надлежащею важностью, потому что представлял собою “Большую Миссури”, сидящую в воде на девять футов. Он был и пароход, и капитан, и сигнальный колокол в одно и то же время, так что ему приходилось воображать, будто он стоит на своем собственном мостике, отдает себе команду и сам же выполняет ее.
- Стоп, машина, сэр! Динь-дилинь, динь-дилинь-динь!
Пароход медленно сошел с середины дороги, и стал приближаться к тротуару.
- Задний ход! Дилинь-дилинь-динь!
Обе его руки вытянулись и крепко прижались к бокам.
- Задний ход! Право руля! Тш, дилинь-линь! Чшш-чшш-чшш!
Правая рука величаво описывала большие круги, потому что она представляла собой колесо в сорок

Лево на борт! Лево руля! Дилинь-динь-динь! Чшш-чшш-чшш! Теперь левая рука начала описывать такие же круги.
- Стоп, правый борт! Дилинь-динь-динь! Стоп, левый борт! Вперед и направо! Стоп! - Малый ход!

Динь дилинь! Чуу-чуу-у! Отдай конец! Да живей, пошевеливайся! Эй, ты, на берегу! Чего стоишь! Принимай канат! Носовой швартов2! Накидывай петлю на столб! Задний швартов! А теперь отпусти! Машина остановлена, сэр! Дилинь-динь-динь! Шт! шт! шт! (Машина выпускала пары.)
Том продолжал работать, не обращая на пароход никакого внимания. Бен уставился на него и через
минуту сказал:
- Ага! Попался!
Ответа не было. Том глазами художника созерцал свой последний мазок, потом осторожно провел кистью опять и вновь откинулся назад - полюбовался. Бен подошел, и встал рядом. У Тома слюнки потекли при виде яблока, но он как ни в чем не бывало упорно продолжал свою работу. Бен оказал:
- Что, брат, заставляют работать? Том круто повернулся к нему:

1 М а с с а - испорченное английское слово “мастэр”, то есть барчук, молодой господин. Так прислуга называет господских детей.
2 Ш в а р т о в - канат, которым корабли причаливают к сваям пристани.

А, это ты, Бен! Я и не заметил.
- Слушай-ка, я иду купаться… да, купаться! Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать. Ну конечно, еще бы!
Том посмотрел на него и сказал:
- Что ты называешь работой?
- А разве это не работа?
Том снова принялся белить забор и ответил небрежно:
- Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе.
- Да что ты? Уж не хочешь ли ты оказать, что для тебя это занятие - приятное? Кисть продолжала гулять по забору.
- Приятное? А что же в нем такого неприятного? Разве мальчикам каждый день достается белить заборы?
Дело представилось в новом свете. Бен перестал грызть яблоко. Том с упоением художника водил кистью взад и вперед, отступал на несколько шагов, чтобы полюбоваться эффектом, там и сям добавлял штришок и снова критически осматривал сделанное, а Бен следил за каждым его движением, увлекаясь все больше и больше. Наконец оказал:
- Слушай, Том, дай и мне побелить немножко!
Том задумался и, казалось, был готов согласиться, но в последнюю минуту передумал:
- Нет, нет, Бен… Все равно ничего не выйдет. Видишь ли, тетя Пол- ли ужасно привередлива насчет этого забора: он ведь выходит на улицу. Будь это та сторона, что во двор, другое дело, но тут она страшно строга - надо белить очень и очень старательно. Из тысячи… даже, пожалуй, из двух
тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выбелить его как
следует.
- Да что ты? Вот никогда бы не подумал. Дай мне только попро- бовать… ну хоть немножечко. Будь я на твоем месте, я б тебе дал. А, Том?
- Бен, я бы с радостью, честное слово, но тетя Полли… Вот Джим тоже хотел, да она не позволила. Просился и Сид - не пустила. Теперь ты понимаешь, как мне трудно доверить эту работу тебе? Если ты начнешь белить, да вдруг что-нибудь выйдет не так…
- Вздор! Я буду стараться не хуже тебя. Мне бы только попробовать! Слушай: я дам тебе серединку вот этого яблока.
- Ладно! Впрочем, нет, Бен, лучше не надо… боюсь я…
- Я дам тебе все яблоко - все, что осталось.
Том вручил ему кисть с видимой неохотой, но с тайным восторгом в душе. И пока бывший пароход “Большая Миссури” трудился и потел на припеке, отставной художник сидел рядом в холодке на каком-то бочонке, болтал ногами, грыз яблоко и расставлял сети для других простаков. В простаках недостатка не было: мальчишки то и дело подходили к забору - подходили зубоскалить, а оставались белить. К тому времени, как Бен выбился из сил, Том уже продал вторую очередь Билли Фишеру за совсем нового бумажного змея; а когда и Фишер устал, его сменил Джонни Миллер, внеся в виде платы дохлую крысу на длинной веревочке, чтобы
удобнее было эту крысу вертеть, - и так далее, и так далее, час за часом. К полудню Том из жалкого бедняка,
каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши. Кроме вещей, о которых мы сейчас говорили, у него оказались двенадцать алебастровых шариков, обломок зубной “гуделки” 1, осколок синей бутылки, чтобы глядеть сквозь него, пушка, сделанная из катушки для ниток, ключ, который ничего не хотел отпирать, кусок мела, стеклянная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная дверная ручка, собачий ошейник - без собаки, - рукоятка ножа, четыре апельсиновые корки и старая, сломанная оконная рама.
Том приятно и весело провел время в большой компании, ничего не делая, а на заборе оказалось целых три слоя известки! Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города.
Том оказал себе, что, в сущности, жизнь не так уж пуста и ничтожна. Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы человек или мальчик страстно захотел обладать какой-нибудь вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее. Если бы он был таким же великим мудрецом, как и автор этой книги, он понял бы, что Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы не обязаны делать. И это помогло бы ему уразуметь, почему изготовлять бумажные цветы или, например, вертеть мельницу - работа, а сбивать кегли и восходить на Монблан2 - удовольствие. В Англии есть богачи-джентльмены, которые в летние дни управляют четверкой, везущей омнибус за двадцать - тридцать миль, только потому, что это благородное занятие стоит им значительных денег; но, если бы им

1 “Г у д е л к а” - крохотный музыкальный инструмент со стальным язычком; его держат зубами; играют на нём, ударяя пальцем по концу язычка.
2 М о н б л а н - гора в Швейцарии.

предложили жалованье за тот же нелегкий труд, развлечение стало бы работой, и они сейчас же отказались бы от нее.
Некоторое время Том не двигался с места; он размышлял над той существенной переменой, какая произошла в его жизни, а потом направил свои стопы в главный штаб - рапортовать об окончании работы.

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

Глава I. Приключение Тома Сойера

I.1 Великолепный Маляр

I.1.1 Забор

I.1.2 Простаки

В простаках недостатка не было: мальчишки то и дело приходили к забору – приходили зубоскалить, а остановились белить. К тому времени как Бен выбился из сил, Том уже продал вторую очередь Билли Фишеру за совсем нового бумажного змея, а когда Фишер устал, его сменил Джонни Миллер, внеся в виде платы дохлую крысу на длинной веревочке, чтобы удобнее было эту крысу вертеть, - и так далее и так далее, час за часом.

I.2 Бедняк

К полудню Том из жалкого бедняка, каким был утром, превращался в богача, буквально утопающего в роскоши. Кроме вещей, о которых мы сейчас говорили, у него оказались двенадцать алебастровых шарика, обломок зубной «гуделки», ключ, который ничего не хотел отпирать, кусок мела, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная древняя ручка, собачий ошейник – без собаки, - рукоятка ножа и четыре апельсиновых корки.

I.2.1 Богач

Том сказал себе, что, в сущности, жизнь не так уж пуста и ничтожна. Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы взрослый или мальчик страстно захотел обладать какой-либо вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее. Если бы он был таким же великим мудрецом, как и автор этой книги, он понял бы, что Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы делать не обязаны…

В простаках недостатка не было: мальчишки то и дело приходили к забору – приходили зубоскалить, а остановились белить. К тому времени как Бен выбился из сил, Том уже продал вторую очередь Билли Фишеру за совсем нового бумажного змея, а когда Фишер устал, его сменил Джонни Миллер, внеся в виде платы дохлую крысу на длинной веревочке, чтобы удобнее было эту крысу вертеть, - и так далее и так далее, час за часом.

I.2.2 Работа и игра

К полудню Том из жалкого бедняка, каким был утром, превращался в богача, буквально утопающего в роскоши. Кроме вещей, о которых мы сейчас говорили, у него оказались двенадцать алебастровых шарика, обломок зубной «гуделки», ключ, который ничего не хотел отпирать, кусок мела, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная древняя ручка, собачий ошейник – без собаки, - рукоятка ножа и четыре апельсиновых корки.

Том сказал себе, что, в сущности, жизнь не так уж пуста и ничтожна. Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы взрослый или мальчик страстно захотел обладать какой-либо вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее. Если бы он был таким же великим мудрецом, как и автор этой книги, он понял бы, что Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы делать не обязаны…

Глава II. Приключение Тома Сойера

II.1 Великолепный Маляр

В простаках недостатка не было: мальчишки то и дело приходили к забору – приходили зубоскалить, а остановились белить. К тому времени как Бен выбился из сил, Том уже продал вторую очередь Билли Фишеру за совсем нового бумажного змея, а когда Фишер устал, его сменил Джонни Миллер, внеся в виде платы дохлую крысу на длинной веревочке, чтобы удобнее было эту крысу вертеть, - и так далее и так далее, час за часом.

II.1.1 Забор

К полудню Том из жалкого бедняка, каким был утром, превращался в богача, буквально утопающего в роскоши. Кроме вещей, о которых мы сейчас говорили, у него оказались двенадцать алебастровых шарика, обломок зубной «гуделки», ключ, который ничего не хотел отпирать, кусок мела, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная древняя ручка, собачий ошейник – без собаки, - рукоятка ножа и четыре апельсиновых корки.

Том сказал себе, что, в сущности, жизнь не так уж пуста и ничтожна. Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы взрослый или мальчик страстно захотел обладать какой-либо вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее. Если бы он был таким же великим мудрецом, как и автор этой книги, он понял бы, что Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы делать не обязаны…

II.1.2 Простаки

В простаках недостатка не было: мальчишки то и дело приходили к забору – приходили зубоскалить, а остановились белить. К тому времени как Бен выбился из сил, Том уже продал вторую очередь Билли Фишеру за совсем нового бумажного змея, а когда Фишер устал, его сменил Джонни Миллер, внеся в виде платы дохлую крысу на длинной веревочке, чтобы удобнее было эту крысу вертеть, - и так далее и так далее, час за часом.

II.2 Бедняк

К полудню Том из жалкого бедняка, каким был утром, превращался в богача, буквально утопающего в роскоши. Кроме вещей, о которых мы сейчас говорили, у него оказались двенадцать алебастровых шарика, обломок зубной «гуделки», ключ, который ничего не хотел отпирать, кусок мела, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная древняя ручка, собачий ошейник – без собаки, - рукоятка ножа и четыре апельсиновых корки.

II.2.1 Богач

Том сказал себе, что, в сущности, жизнь не так уж пуста и ничтожна. Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы взрослый или мальчик страстно захотел обладать какой-либо вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее. Если бы он был таким же великим мудрецом, как и автор этой книги, он понял бы, что Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы делать не обязаны…

В простаках недостатка не было: мальчишки то и дело приходили к забору – приходили зубоскалить, а остановились белить. К тому времени как Бен выбился из сил, Том уже продал вторую очередь Билли Фишеру за совсем нового бумажного змея, а когда Фишер устал, его сменил Джонни Миллер, внеся в виде платы дохлую крысу на длинной веревочке, чтобы удобнее было эту крысу вертеть, - и так далее и так далее, час за часом.

II.2.2 Работа и игра

К полудню Том из жалкого бедняка, каким был утром, превращался в богача, буквально утопающего в роскоши. Кроме вещей, о которых мы сейчас говорили, у него оказались двенадцать алебастровых шарика, обломок зубной «гуделки», ключ, который ничего не хотел отпирать, кусок мела, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная древняя ручка, собачий ошейник – без собаки, - рукоятка ножа и четыре апельсиновых корки.

Том сказал себе, что, в сущности, жизнь не так уж пуста и ничтожна. Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы взрослый или мальчик страстно захотел обладать какой-либо вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее. Если бы он был таким же великим мудрецом, как и автор этой книги, он понял бы, что Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы делать не обязаны…

Глава III. Приключение Тома Сойера

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Конспект урока литературного чтения,

проведенного в 4 «б» классе

МБОУ СШ № 4,

студенткой 412 группы

Мельниковой Верой Леонидовной

Тема:

Дата проведения___________________

Учитель: _________________________

Оценка:___________________________

Тема: Марк Твен «Великолепный маляр»

Цель: Познакомить учащихся со знаменитым автором и его произведением, научить выделять главные черты в характеристике основного персонажа.

Планируемые результаты:

Формировать УУД :

Предметные :

знают: биографию М. Твена, особенности его произведения

умеют: определять главную мысль произведения, полноценно воспринимать художественный текст

Метапредметные

познавательные:

    Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

    Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,

регулятивные:

    Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

    Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

коммуникативные :

    Владеть диалоговой формой речи.

    Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Личностные:

    Испытывать симпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.

Образовательные ресурсы:

Оборудование:

Здравствуйте, дорогие ребята! Начнем наш урок чтения.

1. Кто услышал звонок, постучите одним пальчиком по ладошке.

2. Кто готов к работе, постучите двумя пальчиками по ладошке.

3. Кто увидел наших гостей, постучите ладошкой по ладошке.

Ребята, как дружно мы с вами поаплодировали нашим гостям, так мы и будем дружно работать.

Демонстрируют свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя и одноклассников

личностные:

Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Постановка темы и цели урока

Работа с выставкой книг .

Обратимся к нашей выставке книг. СЛАЙД

1. Стивенсон «Остров сокровищ»

2. Д.Дефо «Робинзон Крузо»

3. Волков «Волшебник Изумрудного города»

4. Берроус «Тарзан»

5. Киплинг «Маугли»

6. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Что их объединяет?

Какие же книги о приключениях вы читали?

Среди них есть и ваши любимые книги?

А название какой книги вам незнакомо?

Ответы

ответы учащихся

познавательные

Владеть диалоговой формой речи

коммуникативные :

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Вступительная беседа

Марк Твен написал много очерков, заметок, юмористических рассказов. Марк Твен один из крупнейших американских писателей 19 века.

Настоящее имя писателя Сэмюэль Ленгхорн Клеменс. Родился в небольшом посёлке Флорида на юге Америки. Он был пятым ребёнком в семье судьи Джона Клеменса. Семья была бедная, отец умер, когда мальчику было 12 лет.

Не окончив школы, Сэм пошёл учеником в типографию, работал наборщиком, потом выучился ремеслу лоцмана на Миссисипи. (выражение «mark twain» на языке лоцмана означает- «всё в порядке, мели нет, можно везти судно».)

Бессмертие писателю принесли две книги – романы «Приключения Тома Сойера» (1876 г.) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884 г.).

Итак, мы работаем сегодня над главой из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

А чтобы узнать, как называется глава, нам поможет загадка.

Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер –
Мастер он по стенам!

Кто такой маляр?
Значение слова Маляр по Ожегову:
Маляр - Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

А как вы думаете? Каким может быть маляр по своему характеру; по отношению к работе.

Внимательно слушают учителя

Маляр

Объясняют значение слова «маляр»

Делают предположения

познавательные:

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Составлять сложный план текста

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

регулятивные

Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства

Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

коммуникативные :

личностные:

Ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы.

Работа с текстом во время чтения, словарная работа

СЛОВАРНУЮ РАБОТУ подбор синонимов, антонимов, составление словосочетаний

Маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений

Сокровища – богатства

Работа по душе – нравится

Ничтожна – мала

С упоением – с восхищением

Простак – здесь; доверчивый, наивный

Бывший – былой, прежний

ПРОИЗНОСИМ ПРАВИЛЬНО!

Ничтожна, сокровища, имущество, блестящая, собачий ошейник, полдень.

Работа над текстом. Чтение текста

Ребята, я предлагаю вам послушать, как читает мастер художественного слова Ильинский.

Послушайте внимательно с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Откройте учебник на стр. 54

Проводят словарную работу, расшифровывая понятия

хоровое проговаривание

слушают аудиозапись

читают текст по цепочке

познавательные:

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде

регулятивные:

Самостоятельно формулировать задание: прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

коммуникативные :

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой

Физкультминутка

Музыкальная физ. пауза

Работа с текстом во время чтения

Работа над восприятием текста.

Анализ текста. Фронтальный опрос .

О каком событии идёт речь в данной главе?

В какой день недели разворачивается событие?

Как вы думаете, почему? /Найдите описание в тексте и прочитайте)

Какая «блестящая мысль» появилась у Тома?

Почему Бену и другим мальчикам захотелось белить забор?

Выборочное чтение:

Найдите строки, когда Том вспомнил, как весело собирался провести этот день.

Назовите имена мальчишек – «простаков», которые помогли Тому.

Какие качества Тома открылись вам сейчас?

Что сделал Том, для того, чтобы дело, которое он выполнял «представилось Бену в новом свете»?

А здесь какие качества проявляются у Тома?

Работа в группах

/написать положительные и отрицательные качества характера Тома Сойера; назвать героев повести

Качества характера Тома

положительные

отрицательные

«Великолепный маляр»

Находчивость, предприимчи -

вость

Хитрость, лень

насмешливое

Назвать героев повести

Просмотр отрывка из фильма «Приключения Тома Сойера»

Покраска забора

Суббота

С описания пейзажа

Зачитывают отрывки

мысль о подкупе

Бен Роджерс, Билли Фишер, Джонни Миллер, Сид

лживость, лень, самолюбие, хитрость

расчетливость, наблюдательность, самолюбие, хитрость, хорошо понимает других людей.

Бен Роджерс, Билли Фишер, Джонни Миллер

регулятивные:

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов

Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.

коммуникативные :

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий

Итог урока

Рефлексия

Кроссворд к уроку

    Имя тётушки

    Фрукт, которым Бен угостил Тома

    Имя мальчика, который принес бумажного змея

- Кто доволен своей работой?

Что для себя открыли на уроке, что вас удивило? Как вам сегодняшний урок пригодится в жизни?

Марк Твен, на мой взгляд, был одним из самых талантливых писателей прошлого столетия. Он оставил людям более 20 книг и огромное количество неопубликованных рукописей.

Я ещё не знаком с XX веком. Я желаю ему удачи”, - писал Твен. Знал ли он, что сам станет одной из величайших удач теперь уже XX І века?

«Большинство приключений, описанных в этой книге, происходило взаправду: два-три приключения со мною, остальные со школьными моими товарищами. Гек Финн существовал на самом деле. Том Сойер тоже. Но не в качестве отдельного лица: в нём объединились черты трёх моих знакомых мальчишек» , - писал автор.

Недостойной, скучной и неинтересной жизни Марк Твен не принимал никогда - ни для себя, ни для своих героев. И поэтому никогда не станут скучными и неинтересными его книги, они будут современны и своевременны.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились . / Оценки. /

Разгадывают кроссворд

Отвечают на вопросы учителя

регулятивные:

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

коммуникативные :

Ориентироваться в понимании причин успешности/ неуспешности в учебе

личностные:

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Домашнее задание

Пересказ текста. Сочинение – миниатюра «Мое отношение к Том Сойеру» / по желанию/

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ МАЛЯР

Наступила суббота. Летняя природа сияла - свежая, кипящая жизнью. В каждом сердце звенела песня, а если сердце было молодое, песня изливалась из уст. Радость была на каждом лице, каждый шагал упруго и бодро. Белые акации стояли в цвету и наполняли воздух ароматом. Кардифская гора, возвышавшаяся над городом, покрылась зеленью. Издали она казалась Обетованной землей - чудесной, безмятежной, заманчивой.

Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновенье улетела у него из души, и там - воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношею. Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по верхней доске, потом проделал то же самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора! В отчаянии он опустился на землю под деревом. Из ворот выбежал вприпрыжку Джим. В руке у него было жестяное ведро.

Он напевал песенку “Девушки Буффало”. Ходить за водой к городскому насосу Том всегда считал неприятным занятием, но сейчас он взглянул на это дело иначе. От вспомнил, что у насоса всегда собирается много народу: белые, мулаты, чернокожие; мальчишки и девчонки в ожидании своей очереди сидят, отдыхают, ведут меновую торговлю игрушками, ссорятся, дерутся, балуются. Он вспомнил также, что хотя до насоса было не более полутораста шагов, Джим никогда не возвращался домой раньше чем через час, да и то почти всегда приходилось бегать за ним.

Слушай-ка, Джим, - сказал Том, - хочешь, побели тут немножко, а за водою сбегаю я.

Джим покачал головой и сказал:

Не могу, масса Том! Старая хозяйка велела, чтобы я шел прямо к насосу и ни с кем не останавливался по пути. Она говорит: “Я уж знаю, говорит, что масса Том будет звать тебя белить забор, так ты его не слушай, а иди своей дорогой”. Она говорит: “Я сама, говорит, пойду смотреть, как он будет белить”.

А ты ее не слушай! Мало ли что она говорит, Джим! Давай сюда ведро, я мигом сбегаю. Она и не узнает.

Ой, боюсь, масса Том, боюсь старой миссис! Она мне голову оторвет, ей-богу, оторвет!

Она! Да она пальцем никого не тронет, разве что стукнет наперстком по голове - вот и все! Кто же на это обращает внимание? Говорит она, правда, очень злые слова, ну, да ведь от слов не больно, если только она при этом не плачет. Джим, я дам тебе шарик. Я дам тебе мой белый алебастровый шарик.

Джим начал колебаться.

Белый шарик, Джим, отличный белый шарик!

Так-то оно так, вещь отличная! А только все-таки, масса Том, я крепко боюсь старой миссис.

И к тому же, если ты захочешь, я покажу тебе мой волдырь на ноге.

Джим был всего только человек и не мог не поддаться такому соблазну. Он поставил ведро на землю, взял алебастровый шарик и, пылая любопытством, смотрел, как Том разбинтовывает палец ноги, но через минуту уже мчался по улице с ведром в руке и мучительной болью в затылке, между тем как Том принялся деятельно мазать забор, а тетушка покидала поле битвы с туфлей в руке и торжеством во взоре.

Но энергии хватило у Тома ненадолго. Он вспомнил, как весело собирался провести этот день, и на сердце у него стало еще тяжелее. Скоро другие мальчики, свободные от всяких трудов, выбегут на улицу гулять и резвиться. У них, конечно, затеяны разные веселые игры, и все они будут издеваться над ним за то, что ему приходится так тяжко работать. Самая мысль об этом жгла его, как огонь. Он вынул из карманов свои сокровища и стал рассматривать их: обломки игрушек, шарики и тому подобная рухлядь; всей этой дребедени, пожалуй, достаточно, чтобы оплатить три-четыре минуты чужого труда, но, конечно, за нее не купишь и получаса свободы! Он снова убрал свое жалкое имущество в карман и отказался от мысли о подкупе. Никто из мальчишек не станет работать за такую нищенскую плату. И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение, не меньше - блестящая, гениальная мысль.

Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался Бен Роджерс, тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего. Бен не шел, а прыгал, скакал и приплясывал - верный знак, что на душе у него легко и что он многого ждет от предстоящего дня. Он грыз яблоко и время от времени издавал протяжный мелодический свист, за которым следовали звуки на самых низких нотах: “дин-дон-дон, дин-дон-дон”, так как Бен изображал пароход. Подойдя ближе, он убавил скорость, стал посреди улицы и принялся, не торопясь, заворачивать, осторожно, с надлежащею важностью, потому что представлял собою “Большую Миссури”, сидящую в воде на девять футов. Он был и пароход, и капитан, и сигнальный колокол в одно и то же время, так что ему приходилось воображать, будто он стоит на своем собственном мостике, отдает себе команду и сам же выполняет ее.

Наступила суббота. Летняя природа сияла - свежая, кипящая жизнью. В каждом сердце звенела песня, а если сердце было молодое, песня изливалась из уст. Радость была на каждом лице, каждый шагал упруго и бодро. Белые акации стояли в цвету и наполняли воздух ароматом. Кардифская гора, возвышавшаяся над городом, покрылась зеленью. Издали она казалась Обетованной землей - чудесной, безмятежной, заманчивой.

Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновенье улетела у него из души, и там - воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношею. Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по верхней доске, потом проделал то же самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора! В отчаянии он опустился на землю под деревом. Из ворот выбежал вприпрыжку Джим. В руке у него было жестяное ведро.

Он напевал песенку “Девушки Буффало”. Ходить за водой к городскому насосу Том всегда считал неприятным занятием, но сейчас он взглянул на это дело иначе. От вспомнил, что у насоса всегда собирается много народу: белые, мулаты, чернокожие; мальчишки и девчонки в ожидании своей очереди сидят, отдыхают, ведут меновую торговлю игрушками, ссорятся, дерутся, балуются. Он вспомнил также, что хотя до насоса было не более полутораста шагов, Джим никогда не возвращался домой раньше чем через час, да и то почти всегда приходилось бегать за ним.

Слушай-ка, Джим, - сказал Том, - хочешь, побели тут немножко, а за водою сбегаю я.

Джим покачал головой и сказал:

Не могу, масса Том! Старая хозяйка велела, чтобы я шел прямо к насосу и ни с кем не останавливался по пути. Она говорит: “Я уж знаю, говорит, что масса Том будет звать тебя белить забор, так ты его не слушай, а иди своей дорогой”. Она говорит: “Я сама, говорит, пойду смотреть, как он будет белить”.

А ты ее не слушай! Мало ли что она говорит, Джим! Давай сюда ведро, я мигом сбегаю. Она и не узнает.

Ой, боюсь, масса Том, боюсь старой миссис! Она мне голову оторвет, ей-богу, оторвет!

Она! Да она пальцем никого не тронет, разве что стукнет наперстком по голове - вот и все! Кто же на это обращает внимание? Говорит она, правда, очень злые слова, ну, да ведь от слов не больно, если только она при этом не плачет. Джим, я дам тебе шарик. Я дам тебе мой белый алебастровый шарик.

Джим начал колебаться.

Белый шарик, Джим, отличный белый шарик!

Так-то оно так, вещь отличная! А только все-таки, масса Том, я крепко боюсь старой миссис.

И к тому же, если ты захочешь, я покажу тебе мой волдырь на ноге.

Джим был всего только человек и не мог не поддаться такому соблазну. Он поставил ведро на землю, взял алебастровый шарик и, пылая любопытством, смотрел, как Том разбинтовывает палец ноги, но через минуту уже мчался по улице с ведром в руке и мучительной болью в затылке, между тем как Том принялся деятельно мазать забор, а тетушка покидала поле битвы с туфлей в руке и торжеством во взоре.

Но энергии хватило у Тома ненадолго. Он вспомнил, как весело собирался провести этот день, и на сердце у него стало еще тяжелее. Скоро другие мальчики, свободные от всяких трудов, выбегут на улицу гулять и резвиться. У них, конечно, затеяны разные веселые игры, и все они будут издеваться над ним за то, что ему приходится так тяжко работать. Самая мысль об этом жгла его, как огонь. Он вынул из карманов свои сокровища и стал рассматривать их: обломки игрушек, шарики и тому подобная рухлядь; всей этой дребедени, пожалуй, достаточно, чтобы оплатить три-четыре минуты чужого труда, но, конечно, за нее не купишь и получаса свободы! Он снова убрал свое жалкое имущество в карман и отказался от мысли о подкупе. Никто из мальчишек не станет работать за такую нищенскую плату. И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение, не меньше - блестящая, гениальная мысль.

Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался Бен Роджерс, тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего. Бен не шел, а прыгал, скакал и приплясывал - верный знак, что на душе у него легко и что он многого ждет от предстоящего дня. Он грыз яблоко и время от времени издавал протяжный мелодический свист, за которым следовали звуки на самых низких нотах: “дин-дон-дон, дин-дон-дон”, так как Бен изображал пароход. Подойдя ближе, он убавил скорость, стал посреди улицы и принялся, не торопясь, заворачивать, осторожно, с надлежащею важностью, потому что представлял собою “Большую Миссури”, сидящую в воде на девять футов. Он был и пароход, и капитан, и сигнальный колокол в одно и то же время, так что ему приходилось воображать, будто он стоит на своем собственном мостике, отдает себе команду и сам же выполняет ее.

Стоп, машина, сэр! Динь-дилинь, динь-дилинь-динь!

Пароход медленно сошел с середины дороги, и стал приближаться к тротуару.

Задний ход! Дилинь-дилинь-динь!

Обе его руки вытянулись и крепко прижались к бокам.

Задний ход! Право руля! Тш, дилинь-линь! Чшш-чшш-чшш!

Правая рука величаво описывала большие круги, потому что она представляла собой колесо в сорок футов.

Лево на борт! Лево руля! Дилинь-динь-динь! Чшш-чшш-чшш!

Теперь левая рука начала описывать такие же круги.

Стоп, правый борт! Дилинь-динь-динь! Стоп, левый борт! Вперед и направо! Стоп! - Малый ход! Динь дилинь! Чуу-чуу-у! Отдай конец! Да живей, пошевеливайся! Эй, ты, на берегу! Чего стоишь! Принимай канат! Носовой швартов! Накидывай петлю на столб! Задний швартов! А теперь отпусти! Машина остановлена, сэр! Дилинь-динь-динь! Шт! шт! шт! (Машина выпускала пары.)

Том продолжал работать, не обращая на пароход никакого внимания. Бен уставился на него и через минуту сказал:

Ага! Попался!

Ответа не было. Том глазами художника созерцал свой последний мазок, потом осторожно провел кистью опять и вновь откинулся назад - полюбовался. Бен подошел, и встал рядом. У Тома слюнки потекли при виде яблока, но он как ни в чем не бывало упорно продолжал свою работу. Бен оказал:

Что, брат, заставляют работать?

Том круто повернулся к нему:

А, это ты, Бен! Я и не заметил.

Слушай-ка, я иду купаться… да, купаться! Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать. Ну конечно, еще бы!

Том посмотрел на него и сказал:

Что ты называешь работой?

А разве это не работа?

Том снова принялся белить забор и ответил небрежно:

Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе.

Да что ты? Уж не хочешь ли ты оказать, что для тебя это занятие - приятное?

Кисть продолжала гулять по забору.

Приятное? А что же в нем такого неприятного? Разве мальчикам каждый день достается белить заборы?

Дело представилось в новом свете. Бен перестал грызть яблоко. Том с упоением художника водил кистью взад и вперед, отступал на несколько шагов, чтобы полюбоваться эффектом, там и сям добавлял штришок и снова критически осматривал сделанное, а Бен следил за каждым его движением, увлекаясь все больше и больше. Наконец сказал:

Слушай, Том, дай и мне побелить немножко!

Том задумался и, казалось, был готов согласиться, но в последнюю минуту передумал:

Нет, нет, Бен… Все равно ничего не выйдет. Видишь ли, тетя Полли ужасно привередлива насчет этого забора: он ведь выходит на улицу. Будь это та сторона, что во двор, другое дело, но тут она страшно строга - надо белить очень и очень старательно. Из тысячи… даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выбелить его как следует.

Да что ты? Вот никогда бы не подумал. Дай мне только попробовать… ну хоть немножечко. Будь я на твоем месте, я б тебе дал. А, Том?

Бен, я бы с радостью, честное слово, но тетя Полли… Вот Джим тоже хотел, да она не позволила. Просился и Сид - не пустила. Теперь ты понимаешь, как мне трудно доверить эту работу тебе? Если ты начнешь белить, да вдруг что-нибудь выйдет не так…

Вздор! Я буду стараться не хуже тебя. Мне бы только попробовать! Слушай: я дам тебе серединку вот этого яблока.

Ладно! Впрочем, нет, Бен, лучше не надо… боюсь я…

Я дам тебе все яблоко - все, что осталось.

Том вручил ему кисть с видимой неохотой, но с тайным восторгом в душе. И пока бывший пароход “Большая Миссури” трудился и потел на припеке, отставной художник сидел рядом в холодке на каком-то бочонке, болтал ногами, грыз яблоко и расставлял сети для других простаков. В простаках недостатка не было: мальчишки то и дело подходили к забору - подходили зубоскалить, а оставались белить. К тому времени, как Бен выбился из сил, Том уже продал вторую очередь Билли Фишеру за совсем нового бумажного змея; а когда и Фишер устал, его сменил Джонни Миллер, внеся в виде платы дохлую крысу на длинной веревочке, чтобы удобнее было эту крысу вертеть, - и так далее, и так далее, час за часом. К полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши. Кроме вещей, о которых мы сейчас говорили, у него оказались двенадцать алебастровых шариков, обломок зубной “гуделки”, осколок синей бутылки, чтобы глядеть сквозь него, пушка, сделанная из катушки для ниток, ключ, который ничего не хотел отпирать, кусок мела, стеклянная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная дверная ручка, собачий ошейник - без собаки, - рукоятка ножа, четыре апельсиновые корки и старая, сломанная оконная рама.

Том приятно и весело провел время в большой компании, ничего не делая, а на заборе оказалось целых три слоя известки! Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города.

Том оказал себе, что, в сущности, жизнь не так уж пуста и ничтожна. Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы человек или мальчик страстно захотел обладать какой-нибудь вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее. Если бы он был таким же великим мудрецом, как и автор этой книги, он понял бы, что Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы не обязаны делать. И это помогло бы ему уразуметь, почему изготовлять бумажные цветы или, например, вертеть мельницу - работа, а сбивать кегли и восходить на Монблан - удовольствие. В Англии есть богачи-джентльмены, которые в летние дни управляют четверкой, везущей омнибус за двадцать - тридцать миль, только потому, что это благородное занятие стоит им значительных денег; но, если бы им предложили жалованье за тот же нелегкий труд, развлечение стало бы работой, и они сейчас же отказались бы от нее.

Некоторое время Том не двигался с места; он размышлял над той существенной переменой, какая произошла в его жизни, а потом направил свои стопы в главный штаб - рапортовать об окончании работы.

Примечания

Ярд - английская мера длины, равна 0,91 метра; в футе 0,3 метра.

Мулаты - потомки от смешанных браков белых и негров.

Масса - испорченное английское слово “мастэр”, то есть барчук, молодой господин. Так прислуга называет господских детей.

Швартов - канат, которым корабли причаливают к сваям пристани.

“Гуделка” - крохотный музыкальный инструмент со стальным язычком; его держат зубами; играют на нём, ударяя пальцем по концу язычка.

Монблан - гора в Швейцарии.